Сохраним Тибет > "Я поехал в Туву, чтобы уехать в Тибет"
"Я поехал в Туву, чтобы уехать в Тибет"14 октября 2007. Разместил: savetibet |
Руслан Глобу - один из немногих путешественников, может быть даже единственный, кто, приехав в Туву, вдруг остался здесь не из-за красот природы, а познакомившись с учением Будды. Верующие его называют «сарыг-сепский буддист». О том, что же уроженца центра России притянуло в Центр Азии, мы беседовали во время ритуала возведения мандалы Будды медицины ламами монастыря Гьюдмед.
- Руслан, помните, когда вы впервые услышали слово «буддизм»? - Когда приехал в Туву в 2005 году, знал, что есть такая вера. А здесь, в Туве, понял, что это не религия и даже не философия, а путь. Истинный путь, как смысл жизни, который я искал всю жизнь. Я поехал сюда для того, чтобы уехать в Тибет. Я слышал, что собираются паломники в Туве и уходят в Тибет пешком. Эта информация подтвердилась. Но это было раньше. Сейчас туда не ходят. А на тот момент как раз приехали Учителя. Не напрямую, а - так, дали знать, что ходить никуда не надо. Тибет - в тебе. Первые, кого я увидел в том 2005 году, были как раз монахи из монастыря Гьюдмед. Потом приехал Его Святейшество Богдо Гэгэн. 12 августа Учитель даровал посвящение Авалокитешвары на стадионе. Для меня это было духовное рождение. - Вы были христианином? - Да, я был крещен еще в детстве. Вообще в Тибет как паломник я собрался идти потому, что ранее участвовал в Великорецком Крестном ходе. Он в Кировской области стартует, проходит уже шестьсот лет. Я присоединился к этому Ходу. Это 150 километров несут икону Николая Чудотворца. От Кирова до реки Великой, села Великорецкое. Икону нашли 605 лет назад, и 6 июня каждого года она должна, по каким-то сказаниям, быть там. Ее все время с Кирова носят. Два раза ее не было, икона не попадала на место, и в России тогда была чума, тиф... - Решение поменять веру вам далось непросто? - Решение, я считаю, правильное. Меня крестили родители. Я был маленький и не знал, что это такое. А здесь я принял сам. Я понял, что это правильно, что это правда, в первую очередь. И пошел по этому пути. - Трудно было не заметить, наверное, когда вы вернулись домой, что вы буддист. Как ваши родные отреагировали? - Вообще изменения, на грубом, скажем так, уровне пошли еще до того, как я поехал в Туву. Я ушел из семьи. Я готовился к этой дороге. Потом просто собрался и уехал. Отвернулся от всего. Я слышал, что едут на 15 лет медитировать и работать над собой. 15 лет находишься в монастыре. Хотел пешком дойти и принять монашество. Но здесь я остановился, начал углубляться, читать книги Учителя, досточтимого геше Джампа Тинлея. И для меня это оказалось очень близко, как будто я когда-то это читал. Я оказался как будто дома. - Невозможно было жить и постигать все там, где ваши родные? - Я вернулся обратно в Сыктывкар, в Республику Коми, думал, что я всем помогу, открою буддийский центр. Но толкало меня, видимо, мое эго, потому что хотелось сразу и всего. Можно сказать, бросился на амбразуру, а на самом деле оказался не готов. Наши омрачения, наш эгоизм, наши препятствия - основное, что мешает. Когда я нахожусь здесь, мне все понятно. Я могу прийти на площадь Арата - покрутить барабан, я могу прийти к Учителю геше Лопсан Тубтену, задать наболевший вопрос, который меня интересует, и он ответит. И это будет лекарством, потому что Учителя - это настоящие доктора. - Этот путь может показаться бездельничаньем. Вы ходите за ламами, не работаете, а многие люди ведь, наоборот, списывают на занятость нежелание постигать Учение. Надо есть, пить, спать, зарабатывать деньги. Как у вас получается все совмещать? - Можно совмещать и работу, и философию. Одно другому не мешает. Особенно когда Учителя рядом. В старое, «золотое» время ученики ждали по 30 лет возле пещеры, когда Учитель выйдет и даст благословение или дарует Учение. А к нам Учителя приезжают, и мы до глубины души не ценим... Может, всего лишь единицы ценят... Но это на самом деле невероятно, когда такие Учителя приезжают сюда и проводят такие ритуалы. - У вас есть какой-то доход, чтобы посвящать себя Учению с такой отдачей? - Я в прошлом году здесь работал в двух местах, преподавал в университете и работал в дизайн-студии, потом уехал домой, пожил какое-то время. Но там у меня ничего не получилось. Я вернулся сюда и сейчас ищу работу. Я найду ее непременно, и буду изучать дальше и углубляться. - Европейцы встают на путь буддизма, когда сталкиваются с каким-то жизненным кризисом, а здесь просто бабушка ведет, можно сказать, тащит внука в хурээ за собой. Точно так же, как русская бабушка ведет на крестины, без учета воли ребенка. Ваш пример можно назвать показательным, что каждый должен осознанно выбирать свой религиозный путь? - Могу только сказать, что меня радует, что у европейцев этот выбор происходит осознанно. Они приходят к буддизму осознанно. - Трудно ли быть буддистом в повседневной жизни? - Насколько трудно, настолько и легко, наверное. Если человек добрый, открытый, то ему легко. А если замкнутый, злой, то везде трудно будет. Не только в буддизме. Вообще жить. - Обычно говорят, что в Туве очень все жестко, люди жесткие жизнь непростая... - Наоборот, мне каждый тувинец - Учитель, потому что здесь царит безмятежность. Тут люди не знают, сколько времени. Я приехал, купил дом в Сарыг-Сепе. Приехал сюда, как говорится, на скорости, раздраженный, так скажем, «на движухе», которая сейчас присутствует в Москве, везде, где люди просто не замечают сути, потому что они бегут куда-то. Так и пропадает их жизнь человеческая. Я приехал сюда, сел в автобус, мы ждали водителя час. Нет водителя! Тувинцы между собой общаются на своем языке. Я ничего не понимаю. Никто ничего не спрашивает. Я один-единственный интересуюсь: где водитель? Говорят: «Может быть, в игровых автоматах». Я обежал все игровые автоматы. Прибегаю - нет водителя! В общем, в 3 часа отъезд, в 6 часов приходит водитель. Садится за руль. Никто из тувинцев не спросил, где он так долго был. Так же беседовали. - Это же очень плохо. Это означает, что люди не заняты работой, не ценят время, ни свое, ни чужое. - Понятно. Но это хорошо в плане того, что они не цепляются, я имею в виду, не проявляют эго. У тувинцев нет этого «вампиризма». Они спокойны. Нет так нет, отвернулись и дальше двигаются. Я считаю, что это хорошая черта. Я почерпнул этот урок, и это мне помогло, как говорят Учителя, укрепить свой ум. Мы качаем руки, когда поднимаем гантели, а ум - это терпение. Я считаю, что у тувинцев очень сильный ум. Он силен у людей, которые живут в чистых землях, таких как Тува, Бурятия. - А вы убиваете комаров? И едите ли мясо? Это самые частые вопросы, которые задают буддистам. - Раньше - да, пока не встретился с Учением. А сейчас практикую, даю себя на растерзание комарам. Потому что здесь это легко. У нас, в Коми, если в лес пойдешь, они нападут так, что невозможно не мазаться антикомарином. А здесь спокойно, здесь их мало. Когда я приехал сюда, то год не ел мяса. Потом почувствовал недомогание, это, конечно, негативный отпечаток, но главное, чтобы животное не убивали для тебя, или ты сам не убивал для того, чтобы съесть. Зимой мясо есть нужно и можно, есть специальные мантры для того, чтобы эти существа, которых мы поедаем, переродились в благоприятных условиях. - Вы сталкивались здесь с нападением? - Такие препятствия были, когда я сюда ехал. Мне много рассказывали, что головы отрубают и все такое. Да, мне было страшно. Я человек, который жил все время в городе, а тут приехал в Туву. Поселился в гостинице «Монгулек» и выходил на два часа. А потом познакомился с людьми из буддийского центра «Манджушри», в хурээ, и так встретился с Учителями. К сожалению, про нападения - есть такое. Алкоголь меняет тувинцев на 180 градусов. Насколько человек добр, настолько же он будет проявлять агрессию, если выпьет спиртное. А это самый легализованный страшный наркотик, приравненный к героину. Это страшно. Спирт - очень жесткий продукт, и к нему очень сильно привязываются. Пусть лучше пьют араку - это позитивный продукт. Чабаны будут рады, когда у них ее будут покупать. - Приезжающих в Туву надолго обычно спрашивают: учите ли язык? - Потихоньку думаю, что впитаю. Пока не нужно было. Я мог размышлять об Учении, не отвлекаясь на разговоры, как в России: кто-то что-то сказал и ты сразу отвлекаешься. А здесь люди разговаривают на своем языке, ухо не улавливает ничего знакомого, и это очень хорошо. А тувинцы - чем они мне нравятся - держат свою культуру, держат свои земли в чистоте. Я говорю об этом как о хорошей черте, потому что в Сыктывкаре, к сожалению, культуры коми нет. Когда на языке коми говорят - кругом смеются. Обзывают: «комяк». Коми остались в деревнях, пьют, дети не говорят на родном языке, есть деревни, в которых поколения не понимают другу друга. Дети говорят по-русски и не понимают родителей. Газеты на коми языке не выходят, потому что никто их не читает. - Как часто спрашивают вас здесь, удивляются тому, что вы не тувинец, а буддист? Ощущаете, что вы один? - Я сейчас чувствую себя членом семьи. Было такое, когда я видел внимание, а сейчас люди уже привыкли и я сам как будто тувинец. Еду в другой регион, например в Бурятию, и слышу, как про меня говорят: он, наверное, тувинец по характеру. Потому что я, приехав сюда, очень много хорошего впитал у тувинского народа. Спасибо ему большое. - А родные вас не осуждают? - Естественно, все непросто. Привязанности очень влияют. Я, приехав домой, развязал очень много узелков. Потому что привязывать к себе людей - это такая же негативная карма, как и привязанность, поэтому надо быть аккуратным. - Вы имеете в виду близких людей? - Вообще разделения не должно быть: близкий - не близкий. Кармически тяжелый объект - это наши родители, которые приравнены к Учителям, и надо им уделять особое внимание. Такое же воспитание мы должны дать своим детям, для того, чтобы они узнали правду и избрали правильный путь, не заблуждались. - Сожаление осталось, что так и не дошли до Тибета? - Вы же знаете, что сейчас там такая обстановка... Я свом языком скажу, что Богов выгнали со своей земли. Такое время. И нет смысла туда идти. Когда придет время и освободят, пустят наших Учителей, наших родителей, туда - тогда будет все хорошо. Тогда можно будет ехать. - Если три четверти приходящих на молебны думают о том, чтобы снизошла благодать и повезло удачно продать или купить что-то, а не о философии, обуздании своего ума, желаний, - это ведь плохо? Количественно буддистов много, но как много толкотни локтями, недовольства ближними, как всем хочется быть ближе «к телу» Учителя, а не к его словам. - Это «Санта-Барбара» в дхарме. Надо стараться быть добрее, тем более тувинцы - это все родственники, я считаю, что это одна большая семья. Если ты уступишь место - накопишь еще больше заслуг, чем сядешь и будешь думать: о, как мне повезло сегодня! Даже если останешься за дверью и пропустишь всех вперед - накопишь еще больше заслуг, и будешь сорадоваться. Когда мы можем сорадоваться за другого, мы получаем те же самые заслуги. Мы можем лежать на диване и ничего не делать, и практика сорадования принесет не меньше заслуг, если мы будем искренни и от души будем сорадоваться другому человеку. Небольшой негативный момент: когда все поклоняются Учителям, бросаются к ногам, их ведет страх. А должны быть почитание и уважение. Не страх. Машины, деньги будут в этой жизни. Они все получат. Но смысл? Эти заслуги, которые накопили сейчас, потратят в этой жизни, купят машину. Потратят их в мирское. Мотивация очень многое решает, мотивация, с которой мы крутим барабан или делаем подношение. - А какая она должна быть? - На благо всех живых существ. Всех. Очень радует, что сейчас тувинцы имеют много заслуг, сюда приезжают такие Учителя, строится мандала, построен барабан, на горе сложили мантру «Ом мани падме хум», радует, что земля и ее народ очищаются, и я желаю процветания и всего доброго Туве и тувинским людям! Беседовала Саяна Монгуш Фото: Руслана Глобу Источник: Информ Плюс |