Сохраним Тибет > Горная проповедь. Борис Барабанов о концерте Юнгчен Ламо
Горная проповедь. Борис Барабанов о концерте Юнгчен Ламо6 ноября 2007. Разместил: Ing |
После концерта певицы из Нью-Йорка Юнгчен Ламо БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ готов был заговорить по-тибетски.
История звезды world music Юнгчен Ламо достойна экранизации. В 1989 году в возрасте 29 лет она убежала из оккупированного коммунистическим Китаем Тибета, совершила паломничество через Гималаи, чтобы попасть в Дарамсалу -- индийский город, ставший убежищем для далай-ламы. Получив от него благословение, Юнгчен Ламо занялась пропагандой тибетской музыки. Жила в Австралии, потом перебралась в Нью-Йорк. Подписала контракт с рекорд-лейблом Питера Гэбриела Real World и выступала на основанном им фестивале "мировой музыки" WOMAD. Ее альбом "Coming Home" (1998) продюсировал Гектор Зазу, она выступала с Филиппом Глассом и Майклом Стайпом, а в записи последнего альбома "Ama" (2006) приняла участие Энни Леннокс. Первая часть концерта состояла из композиций, исполненных а-капелла. Зрители оказались буквально раздавлены мощью голоса тибетской певицы. Объяснить, как в человеческих легких может помещаться столько воздуха и как голосовые связки могут с такой точностью и легкостью регулировать звук, можно было только участием высших сил. Юнгчен Ламо пела то почти сомкнув губы, то задействуя голосовой аппарат на все сто процентов. Это была очень мелодичная музыка, хотя вряд ли европейский зритель мог бы воспроизвести хотя бы одну из прозвучавших тем даже и после десяти прослушиваний. В этих непонятных звуках были, безусловно, и Гималаи, и изгнание, и надежда на возвращение. Юнгчен Ламо предпосылала каждой из тем комментарии, большинство из которых представляли собой пересказанные по-английски буддистские тезисы. "Жизнь полна страдания". "Деньги -- хорошо, но это не главная ценность". "В мире все связано, и события 11 сентября 2001 года стали тому подтверждением". "Мои мать и бабушка много страдали, но они никогда не думали о мести". "Я посвящаю этот концерт далай-ламе и всем живущим существам". Сочетая проповедь с концертом, Юнгчен Ламо пыталась достичь максимального взаимопонимания с публикой. Отсутствие переводчика, в особенности в те моменты, когда она говорила по-тибетски, интерактиву не способствовало. Но лишь один раз певица попросила, чтобы ей помогли с переводом,-- когда решила спеть вместе со зрителями. Предполагалось, что слушатели будут на одной ноте тянуть слог "ом", а исполнительница будет импровизировать на этом фоне: "Не бойтесь, оттого, что вы поможете мне, вы не превратитесь в буддистов. Я уважаю вашу веру". Публика сдалась. Даже если бы весь концерт прошел без аккомпанемента, это уже было бы чудо. Но к Юнгчен Ламо присоединились еще двое артистов. За клавиши сел музыкант ирано-американского происхождения Джамшид Шарифи. В его послужном списке самые разные занятия, от создания музыки для детского телеканала Nickelodeon до написания оркестровок к альбому прог-металлической группы Dream Theatre "Octavarium". В человеке, который занял место у перкуссии, меломаны могли узнать Уилла Калоуна, барабанщика популярной в 80-е группы американской группы Living Colour. Living Colour были, пожалуй, первой командой, состоявшей из темнокожих музыкантов и при этом добившейся успеха в "белых" жанрах -- хард-роке и фанк-роке. Каждый раз, когда на сцену с музыкантом из "экзотической" страны выходит группа артистов с западным бэкграундом, есть опасность, что они займутся лобовой "адаптацией" его творчества и только все испортят. Компаньонам Юнгчен Ламо удалось не превратить ее музыку в вестернизированный нью-эйдж прежде всего за счет звука инструментов. Вместо стандартного электронного бита, на который обычно насаживают этно, голос госпожи Ламо сопровождал синтезатор с духовым контроллером, звучавший как дудук, и целый набор непривычных предметов, из которых ладонями извлекал ритм господин Калоун. Гармония оказалась настолько полной, что немногочисленная, но явно просвещенная публика ММДМ устроила артистам овацию. Источник: КоммерсантЪ |