Сохраним Тибет > Ювелирная пластика Даши Намдакова

Ювелирная пластика Даши Намдакова


27 декабря 2007. Разместил: savetibet
21 декабря в Третьяковской галерее открылась выставка работ Даши Намдакова – известного бурятского скульптора, графика, ювелира.

За последние 5 лет прошло 14 персональных выставок художника в крупных российских и зарубежных музеях, а работы мастера вошли в собрания Государственного Эрмитажа, Государственного музея искусства народов Востока, Российского этнографического музея и др. Произведения скульптора хранятся во многих частных коллекциях России, Германии, Франции, Японии, США, Китая и других стран.

Даши Намдаков родился в Читинской области в семье талантливого мастера, вырезавшего из дерева и кости скульптуры буддийских божеств, тангки (буддийские иконы) для местного дацана. Даши с раннего детства овладевал навыками сибирских народных промыслов.

В искусстве Намдакова прослеживаются характерные особенности местных национальных традиций и европейского классического художественного образования. Свободно владея профессиональным языком европейской пластики, Намдаков создает произведения, проникнутые духом буддийских (ламаистских) образов и сюжетов, вобравших в себя также мифологические представления шаманизма, бурятский героический эпос и сказки, древнее искусство Китая и Японии.

Его работы – не прямые иллюстрации мифов и сказаний, не воспоминания о былых великих культурах. Художник творит новых героев, создает особый мир, сочетающий духовные традиции древности и реальность действительности, «густонаселенный» созданными персонажами, фантастическими и одновременно убедительно достоверными («Конь Модэ», «Заан», «Ворон», «Стихия», «Буха-Найон» и другие). Искусство Намдакова возможно рассматривать как явление, близкое жанру фэнтези, ставшему особенно популярным в литературе, кино, на телевидении в последнее десятилетие.

В произведениях Даши запечатлено особое нелинейное ощущение времени, характерное для мира Востока и постепенно воспринимаемое в Европе. Оно предполагает бесконечность как сегодняшнюю реальность, когда культура и события прошлого не уходят бесследно, а продолжают единовременно с другими присутствовать, взаимодействовать, сохранять свою значимость. История культуры предстает в этом случае постоянно меняющимся соотношением различных временных пластов, а не простой сменой эпох.

Скульптор виртуозно владеет различными техниками. Он работает в бронзе, дереве, использует бивни мамонта, кожу. Особым качеством пластического мастерства отличается его мелкая пластика, ювелирные изделия, выполненные в золоте и серебре.

В экспозиции в Третьяковской галерее представлены около 50 скульптурных произведений из бронзы, мельхиора и железа, графические работы и гобелены, выполненные в национальных традициях особого плетения из конского волоса.

К выставке издан альбом-каталог. Экспозиция в Инженерном корпусе Третьяковки (Лаврушинский переулок, 12) будет доступна для посетителей до 13 января 2008 года.


По материалам Третьяковской галереи