Сохраним Тибет > День памяти и скорби калмыцкого народа
День памяти и скорби калмыцкого народа28 декабря 2007. Разместил: savetibet |
«28 декабря – это исторический день памяти и скорби для всего калмыцкого народа, это день когда мы вспоминаем всех погибших в годы репрессий, всех тех, кто перенес трудности и лишения в тяжелое для народа время.
Благодаря стойкости, вере и молитвам прошлого поколения мы сохранили свою национальность, религию и культуру. То, что произошло в прошлом, вызывает скорбь, но сейчас – хорошее время, время восстановления нашей национальной культуры и традиции. Наше будущее зависит от настоящего. XX век был веком войн и конфликтов, мы должны постараться, чтобы XXI век был веком мира и согласия. Если мы будем молиться и верить, то наши молитвы обязательно сбудутся. Я всегда думаю о тех, кто перенес тяготы Сибири и молюсь о них. Давайте все вместе в этот день зажжем лампадки и помолимся». Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче 15 незаконно осужденных священнослужителей Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года "О реабилитации лиц, необоснованно репрессированных в 30-40-е и начале 50-х гг." полностью реабилитированы. ... Тщательно выбритый в новенькой форме следователь ГПУ, отпив глоток чая, придвинул к себе стопку бумаги и, окунув перо в чернильницу, начал быстро писать, но остановился, задумался. Вспомнил вчерашний разговор с калмыцким гелюнгом, дело которого вел. Это был даже не разговор, скорее спор... — Мы сделаем то, чего никогда бы не смогли сделать вы: жизнь человека станет радостной и счастливой... — Подобно прекрасному цветку, не имеющему благоухания, красивые слова человека, не поступающего согласно с ними, не приносят плода... — Мы создадим такое общество, в котором будет сытно есть и сладко спать, и для этого готовы на все: на лишения и голод, на боль и на смерть! — Двух крайностей следует избегать: жизни среди сладострастных наслаждений — это низко и ничтожно, и жизни среди жестоких самоистязаний — это бесполезно и мучительно... Мудрый старик...Но кому теперь нужна эта его мудрость? Вновь на бумагу легли ровные строчки: "По делу контрреволюционной повстанческой организации буддистского духовенства в Калмыцкой области". Он закурил. Крестьянские волнения в Малодербетовском улусе были вызваны перегибами активистов, проводивших коллективизацию. Людей загоняли в колхозы, применяя все: угрозы, шантаж, а иногда и прямое насилие... Но при чем здесь буддистские священнослужители? В конспекте следователя, аккуратно посещавшего политзанятия, были подчеркнуты следующие слова: "Большевики хотят иметь в государстве, к строительству которого они приступили, власть абсолютную. В нем должна господствовать одна вера — вера в партию". А эти идеалисты, русские попы и калмыцкие гелюнги, имеют власть над душами людскими и потому... Кто не с нами — тот против нас. Перо забегало по бумаге: "... Вокруг хурулов духовенством были организованы ряд контрреволюционных групп с составом в них: буддистского духовенства и кулацко-белогвардейско-реэмигрантского контрреволюционного элемента". — В храмах принимают всех, — негромко пояснил Тепкин Лупсан Шарап, — они открыты для всех, а я — Лама и мое предназначение в этой жизни — помогать людям. Белые они или красные — это неважно, для меня они прежде всего люди... — У вас нет классового чутья, — усмехнулся следователь. Лама, изумленный, застыл на мгновенье. Он, окончивший высшую духовную академию в Тибете, прошедший через диспуты философской школы "Цанит", впервые не нашелся что возразить. Нет, он мог бы сказать, что буддизм имеет только одну цель — цель спасения человечества путем его нравственного улучшения, а не уничтожения одних во имя лучшей жизни других, как это делают большевики. Но вряд ли это убедит того, кто обрел "классовое чутье". А следователь пишет: "Контрреволюционное движение в Калмобласти идейно и практически осуществлялось крупнейшими авторитетами буддистами во главе с руководителем буддистского духовенства Лупсан Шарап Тепкиным". Теперь надо обосновать. Есть и донос на этот случай. Написан грамотным человеком. "Лупсан говорил: "Явления исчезают одно за другим, прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над всем закон разрушения..." (цитируется одно из изречений Будды — ред.) Раз так, значит, и Советской власти срок недолог..." Вот и прекрасно, так и запишем: "...внедрял среди калмыцкого населения сознание неизбежности в ближайшем будущем интервенции и падения Советской власти..." Ну, естественно, связи с заграницей, Тепкин и сам этого не отрицает: за время учебы в Тибете познакомился и сдружился с представителями разных стран. Значит, получал инструкции из-за рубежа. Итак: "Тепкин Лупсан Шарап, 1880 года рождения, происходит из станицы Денисовской Сальского округа бывшей Донобласти, сын крупного конезаводчика, образование общее — низшее, духовное — высшее... Лама калмыцкого духовенства и Председатель Центрального Духовного Совета в Калмобласти. Не судим. Осужден к высшей мере наказания (расстрел)". Расстрел Тепкину заменили на десять лет концлагерей. По ликвидированным в Калмыцкой области "контрреволюционным группам" в общей сложности было привлечено и осуждено тройкой "полномочного представительства ОГПУ" 151 человек. Мы публикуем фамилии 15 незаконно осужденных священнослужителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года "О реабилитации лиц, необоснованно репрессированных в 30-40-е и начале 50-х гг." они полностью реабилитированы. Стилистика и орфография публикуемого документа приводятся без изменений. 1. Тепкин Лупсан Шарап, 1880 года рождения, происходит из станицы Денисовской Сальского округа, бывшей Донобласти, образование общее низшее, духовное высшее. В 1922 году окончил Буддийско-философскую академию в Тибете, Лама Калмыцкого духовенства и Председатель Центрального Духовного Совета в Калмобласти. 2. Огджаев Гаря Огджаевич, 1882 года рождения, происходит из Прикумского района Калмобласти, образование низшее, заместитель Ламы Калмыцкого духовенства и Председателя ЦДС Калмыкии. 3. Баслиев Чемпиль Бадушевич, 1888 года рождения, происходит из Сарпинского района Калмобласти, окончил Буддийско-философскую школу "Цанит-Чере", бывший Лама Калмыцкого духовенства, в момент ареста — хурульный бакша в Кетченеровском аймаке Сарпинского района Калмобласти. 4. Эренценов Хойге, 1874 года рождения, из Хаштинского сельсовета Сарпинского района, бывш. Мало-Дербетовского улуса, Калмобласти, хурульный бакша в Сарпинском районе Калмобласти. 5. Саперов Гавва Саперович, 1884 года рождения, происходит из 2-го Чоносовского аймака Западного района (бывш. Больше-Дербетовский улус) Калмобласти, грамотный, духовное образование высшее, в 1918 году окончил высшую Буддийско-философскую школу в Тибете, бывший Лама Калмыцкого духовенства, в момент ареста старший бакша Больше-Дербетовских улусных хурулов в Калмобласти. 6. Хохлов Франц Муджикович, 1884 года рождения, происходит из Власовской станицы Сальского округа бывш. Донобласти, грамотный, реэмигрант, в момент ареста заместителя старшего бакши Больше-Дербетовских хурулов Западного района Калмобласти. 7. Дженгуров Зунгуру Недюльчинович, 1878 года рождения, происходит из Власовской станицы Сальского округа бывш. Донобласти, грамотный, гелюнг хурула в Сладковском аймаке Западного района, реэмигрант. 8. Ушанов Эренджен Сандинович, 1879 года рождения, происходит из Власовской станицы Сальского округа, бывш. Донобласти, грамотный, реэмигрант, бакша хурула в Сладковском аймаке Западного района (бывш. Болыпе-Дербетовский улус) Калмобласти. 9. Джелачинов Болдан, он же Лиджа Санджинович, 1879 года рождения, происходит из станицы Кутейниковской Сальского округа, бывш. Донобласти, грамотный, реэмигрант, гелюнг хурула Потапо-Белявского аймака Западного района Калмобласти. 10. Шанходаев Джунне Шонходаевич, 1891 года рождения, происходит из Зюнгаровского аймака Сарпинского района Калмобласти, грамотный, гелюнг хурула. 11. Санджиев Арабсал Санджиевич, 1891 года рождения, происходит из Ульдючинского сельского совета Центрального района Калмобласти, грамотный, гелюнг. 12. Устаев Цайдер Устаевич, 1900 года рождения, происходит из Эркетеновского аймака Центрального района (бывш. Ики-Цохуровский улус) Калмобласти, грамотный, гелюнг. 13. Дорджиев Молом Дорджиевич, 1889 года рождения, происходит из Кетченер-Шабинеровского аймака Центрального района (бывш. Ики-Цохуровский улус) Калмобласти, образование духовное, высшее не оконченное. 14. Дорджинов Санджа Бембинович, 1885 года рождения, происходит из Власовской станицы Сальского округа, бывш. Донобласти, в момент ареста проживал в Сладковском аймаке Западного района Калмобласти, грамотный, женат, бывший урядник. 15. Батнасунов Базыр, 1887 года рождения, происходит из Кетченеровского сельсовета Сарпинского района Калмобласти, бывший гелюнг. Редакция журнала «Мандала» выражает благодарность Министерству безопасности республики за предоставленную возможность изучить архивные документы и подготовить к публикации списки реабилитированных представителей ламаистского духовенства Калмыкии. А. ДЖАВИНОВ, журнал «Мандала» (библиотека хурула). www.buddhisminkalmykia.ru |