Сохраним Тибет > Поток туристов в Тибет стремительно растет

Поток туристов в Тибет стремительно растет


17 января 2008. Разместил: Ing
Число туристов из Китая и других стран, посетивших Тибет в 2007 году, возросло по сравнению с 2006 годом на 60%, превысив число местных жителей и возложив дополнительную нагрузку на перегруженные дороги, дворцы и монастыри региона.

По информации государственного агентства Синьхуа, за 2007 год в Тибетском автономном районе (ТАР), составляющем лишь часть территории свободного Тибета, побывали 4 млн туристов, тогда как население ТАР составляет лишь 2,81 млн человек. «Это первый случай, когда число туристов превысило население района. С одной стороны, туристическая сфера входит в стратегию китайского развития, с другой стороны, такой приток туристов может представлять угрозу для природы Тибета», - заявил британской газете Guardian представитель организации Free Tibet Campaign Матт Уиттикейс.

Как сообщалось ранее, доходы от туризма за 2007 год достигнут 4,8 млрд юаней (примерно 649 млн долларов США), с приростом на 73,3%. В соответствии с планом развития туристической сферы народного правительства ТАР, пишет Синьхуа, в 2010 году Тибет посетят 6 млн отечественных и зарубежных туристов, в 2015 году их число увеличится до 9 млн человек.

Чтобы удовлетворить потребностям растущего потока туристов, компании сферы туристического бизнеса и управления транспорта выводят на маршруты в ТАР еще 775 автобусов, доведя их общее число в районе до 2777, заявил 12 января начальник управления коммуникаций ТАР Чжао Шицзюн (Zhao Shijun). Как сообщил Синьхуа глава управления путей сообщения ТАР Чжан Шицзюнь, в 2007 году в автодорожное строительство здесь вложили 4,15 млрд юаней, завершено строительство более 1500 тысяч км автодорог. По его словам, общая протяженность автодорог достигла 48,6 тысяч км, увеличившись на 3,6 тысяч км по сравнению с концом 2006 года; 90% волостей и поселков района охвачены сетью автодорог.

В 2007 году в Нийнчи (Nyingchi) был построен третий аэропорт, в Нагари (Nagari) запланировано строительство четвертого, самого высокого в мире. Высокогорная железная дорога длиной 1956 км сократила время поездки в Лхасу из Пекина и других городов до двух дней вместо недель. Открытие движения по Цинхай-Тибетской железной дороге способствовало тому, что поступления от туризма с января по октябрь 2007 года составили 4,4 млрд юаней (600 млн долларов США), что составляет прирост на 84% по отношению к тому же периоду 2006 года. Тем не менее на прошедшем в середине октября 17-м съезде КПК заместитель секретаря комитета КПК Тибетского автономного района Хао Пэн призвал к большему увеличению числа туристов в Тибете. По его словам, «по сравнению с провинцией Юньнань на юго-западе Китая, которую в прошлом году посетили 50 миллионов человек, эти цифры не велики, а слишком малы».

В 2008 году предполагается завершение масштабной реставрации трех самых знаменитых памятников культуры (дворец Потала, архитектурный комплекс Норбу-линка и монастырь Сакья), которая, по официальным данным, обошлась в 330 млн юаней. По информации Синьхуа, китайское правительство выделит 570 млн юаней (около 78 млн долларов США) на то, чтобы начать в этом году реставрацию 22 памятников культуры и монастырей, включая знаменитые монастыри Ташилунпо, Джоканг и Рамочэ.

С февраля в продажу поступят билеты на поезд Tangula, который будет доставлять туристов из Пекина в Тибет в вагонах класса люкс. Пробные рейсы начнутся в мае, заявил Shanghai Daily Джош Брукхарт (Josh Brookhart), совладелец шанхайской инвестиционной компании TZG Partners. По его словам, путешествие в Лхасу займет пять дней и обойдется пассажиру в сумму около 5 тысяч долларов США.

В составе каждого поезда будут 12 вагонов с 96 местами для пассажиров, два вагона-ресторана и вагон для обзора. В каждом пассажирском вагоне будет 4 сьюта площадью 10 кв м, гостиная и душевые.Таких поездов будет три; с началом эксплуатации в сентябре они станут совершать три рейса каждые восемь дней. «Наши целевые потребители – прилетающие в Китай иностранцы и новые богачи Китая», - сказал Брукхарт, оптимистично настроенный по поводу услуг железной дороги класса люкс. В ходе 4000-километровой поездки пассажиры могут сделать остановки, чтобы посетить такие туристические объекты, как столицу провинции Шэньси Сиань, озеро Цинхай и горный перевал Тангула.

Но местным жителям весь это размах едва ли принесет большое благосостояние. "Тибетцы остаются на обочине: турбизнес ведут компании китайцев-ханьцев, зарегистрированные за пределами Тибета", – поясняет Матт Уиттикейс из Free Tibet Campaign. Типичный пример: прибыль от эксплуатации поезда Tangula будет поступать совместному предприятию, созданному Rail Partners, филиалом шанхайской TZG Partners, и компанией Цинхай-Тибетской железной дороги.


Валерий Никольский