Сохраним Тибет > Танка в городе
Танка в городе28 января 2008. Разместил: savetibet |
Персональная выставка известного художника Николая Дудко открылась в Художественном музее имени Сампилова столицы Бурятии. На ней представлено более 50 работ, написанных художником в последние годы, а также рисунки и фотографии, сделанные им в Монголии, Непале и Индии.
В России уникальным искусством создания танка занимается только пять мастеров, и Николай Дудко - один из них. Он обучался у личного художника далай-ламы XIV преподобного Ген Сангей Еше. Работы живописца хранятся во многих дацанах Бурятии, а также в различных музеях и частных коллекциях разных стран мира. На открытии выставки у посетителей была возможность не только увидеть творения мастера, но и узнать приемы изготовления танка и истории создания некоторых из них. Танка, или свиток - особое религиозное искусство тибетского буддизма. Материал, на который наносят рисунок - это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда, для особо важных изображений - шелк. Для создания краски используются непрозрачные минералы, такие как, например, малахит или киноварь, и растительное сырье. Компоненты смешивают с животным клеем и желчью, чтобы изображение было ярким и устойчивым к воздействию времени. Последней и, пожалуй, самой важной частью работы является живописание золотом. Затем - парчовое обрамление. После этого совершается обряд освящения танка, который проводит опытный лама. На танка обычно изображают будд, бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. Размеры изображений изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие танка часто исполняют группы художников, при этом на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы. - Впечатляет! - сказал Норбу-лама, настоятель дацана в Окинском районе Республики Бурятия. - Я впервые на выставке художника, но сразу стал поклонником его искусства. Когда я вижу Будду на его танка, у меня сами собой складываются ладони и хочется молиться. Художник интересно декорировал вход в выставочный зал - он представлял собой стилизованный алтарь. Со стены свисали полотнища шелка пяти основных цветов буддизма, дымились благовония и были развешаны хи-морин, флажки воздушного коня удачи, специально привезенные Дудко из поездки в Тибет. После того, как были произнесены торжественные речи и поздравления, художник дал небольшое интервью "Российской газете". РГ: Я слышал, недавно вы представляли свои работы в Пекине. А что еще произошло в вашей творческой карьере? Дудко: Да, выставка состоялась в октябре, а затем я поехал в Тибет. Посетил Лхасу с ее величайшими монастырями и храмами. Конечной точкой путешествия стал базовый лагерь на Эвересте, маленький монастырь, расположенный на высоте шести тысяч метров. РГ: Вы поднимались на Эверест? Дудко: Нет, там с северной стороны не пускают. Все восхождения совершаются с южной, непальской стороны. РГ: Шесть тысяч метров - это тоже серьезная высота, кажется, доступная только профессиональным альпинистам. Дудко (смеется): Ну, да! Но, что самое удивительное, на этой высоте стоит монастырь. Туда люди как-то карабкаются, едут, идут, поднимаются, а тут, пожалуйста, живут монахи. РГ: Чем выше в горы, тем ближе к Богу. И суеты меньше. Дудко: Ну, не надо думать, что это такое уж захолустье. К ним ведет суперсовременная дорога. По всему Тибету такие. Может быть, они не столь широкие, как европейские автобаны, но качество покрытия великолепное. Это очень символично: китайцы сделали хорошие дороги, а рядом с ними пробиваются ростки молодой травы. Так же, как везде в Тибете пробиваются ростки духовности. Конечно, влияние коммунистической партии Китая, ее идеологии чувствуется повсюду. Например, в домах тибетцев можно увидеть такую картину: в центре висит изображение Будды, икона, плакат, танка настоящая, слева от нее - Мао-Цзедун, а справа - новый китайский лидер Ху Цзиньтао. РГ: Что черпает художник в таких поездках? Дудко: Я прикасаюсь к святому, к религиозному источнику знаний. Мне нужно постараться все это воспринять и потом здесь, на нашей земле, передать людям. В буддизме очень важна линия передачи, непрерывность знания. РГ: Вы достигли своей цели в этой поездке? Дудко: Да, это как глоток кислорода или свежей воды. В буддизме говорится: прежде всего помоги себе сам, а потом сможешь помочь и другим. Всегда сравниваю Бурятию с теми местами, где бываю - тот же Тибет, Индия или Непал. Не знаю, с чем это связано, но мы здесь теряем изюминку веры. Она подменяется искусственными суевериями, фетишизмом и календарными обрядами. Мне кажется, это проблема не верующих, а тех духовных лидеров, которые должны направлять людей. Если сравнить это с кругами, которые идут от брошенного в озеро камня, то мы, к сожалению, оказались на самом далеком от центра буддизма гребне. Жаль, что мы теряем связь с этим центром… P.S. Выставка Николая Дудко продлится в Улан-Удэ до 17 февраля, а 14 марта откроется снова - но уже в Иркутске. Бата Баргуев, Улан-Удэ \"Российская газета\" - Прибайкалье |