Сохраним Тибет > Дед-Мороз или Далай-лама? Советский миф против религиозных традиций Бурятии

Дед-Мороз или Далай-лама? Советский миф против религиозных традиций Бурятии


6 февраля 2008. Разместил: savetibet
Отечественные градоначальники никак не могут ограничиться заботами исполнительной власти, обеспечивая строительство и благоустройство дорог и жилищ. Им все кажется, что вместо материнского молока кормили их особым, «градоначальническим млеком» (Салтыков-Щедрин), а посему и ответственность за попечение граждан много превосходит повседневные заботы, уходя своими началами прямо в миф. Вот и норовят как-нибудь древние традиции с периодом своего правления связать, объявляя, к примеру, о точном установлении даты основания вверенной административной единицы, словно бы первый хлев на этой площадке появился по непосредственному повелению первого градоначальника. И ладно бы, когда речь шла о выборах, когда любой пиаровский повод для раскрутки кандидата годился, а теперь-то для чего новые мифы пропагандировать? Причем вылепливая их не из того, о чем «глаголаша» пророки, а из обрывочных впечатлений собственного, еще советского, детства.

Где теперь новогодний праздник? вечнозеленое древо с путеводной звездой на вершине, с воспоминаниями о чудесном младенце, явившемся спасти мир из плена причин и следствий, и обязательными подарками, доставляемыми под нее посланными от небесного старца волшебными оленями и эльфами? где хотя бы карнавальное гуляние – единственная ночь в году, когда цари преображаются в бродяг, а бедняки облекаются в одежды маркизов и графов, когда золушки встречают своих принцев?

Ничего от него осталось. Новый год в постсоветской традиции - это только салат оливье, советское ‘шампанское’, телевизионное поздравление главы исполнительной власти, и сомнительной ценности сюжет «с легким паром»: хорошо бухнул, очнулся «не знаю где», зато победил соперников и обрел жену себе под стать. Впрочем, обычно финал подобного сюжета ничего, кроме боли в голове и желудке, не представляет. Но, если нет мифа, нет и праздника. Как сказала одна эмо-девушка: мне только двадцать лет, а я уже в Новый год не верю. Так и во что тут верить? В Деда Мороза с резиденцией в Вологодской области?

Это, конечно, не Санта-Клаус, святой из рождественского мифа, а ныне персонаж маркетинговой азбуки, но и не традиционный старец, обитающий на крайнем севере мистической географии. Это мэрская креатура, извлеченная из воспоминаний сталинского еще детства, этакая зимняя версия старика Хоттабыча, безуспешно пытающегося поразить советских пионеров феодальными дворцами и прочими устаревшими чудесами. Когда этот славный в общем-то старик (и снегурочка его тоже из сталинского детства, практически нестареющая пионервожатая) стучал посохом под троекратное заклинание «ёлочка, зажгись!», все понимали, что посох тут ни при чем («Гарри Поттер» появился в другом детстве), главное, чтобы электрик или заведующий вовремя повернул рубильник.

Не так давно, еще в эпоху выборов, московский градоначальник в порыве утверждения собственной мифологической значимости – в том же ряду стоит замена номера автобусного маршрута 666 на 616 и бетонный новодел ХХС – учредил Деда-Мороза с резиденцией в Вологодской области. Якобы нашим детям удобнее писать «на деревню дедушке» куда-то в Россию, чем на North Pole. (Пиарщики, однако, опять поспешили: ведь с какой помпой можно было бы титановую статуэтку Дед-Мороза на шельфе поставить.) И обитает этот персонаж нынче на самом дне «капиталистического ада»: 6 января с белгородских школьников, купивших тур в его резиденцию, за вход по 450 рублей стребовали (а денежки-то такие не у всех детей оказались). «Даже фотография рядом с Дедом Морозом стоила 20 рублей за общее фото и 30 рублей за индивидуальный снимок, - рассказала сайту «Ё-моё» одна из участниц тура. – Дети после этой поездки просто перестали верить в Деда-Мороза».
Зато теперь, как пишет сайт «Восток-телеинформ», этот Дед-Мороз (не уточняя, впрочем, кто именно будет представлять его в составе делегации Вологодской области) по приглашению Белого старца - Сагаан Убугуна - едет в Бурятию, где отмечается буддийский Новый год, или народный праздник Сагаалган. Сразу после прибытия запланирована «социальная программа». Два дня Дед Мороз проведет на Байкале, где состоится ряд праздничных, культурных, спортивных мероприятий: «в программе - большой костер, показательные выступления по бурятской борьбе, стрельбе из лука, «hээр шааха» - битье берцовой кости (состязание мужчин в умении ударом кулака переломить отваренную большую берцовую кость крупного рогатого скота)». «Интересно, поучаствует ли в этой забаве Дед Мороз?», спрашивает еженедельник «Номер один». По итогам визита выпустят буклет о пребывании Деда-Мороза в Бурятии. Пишут также, что этот визит «окажет содействие в привлечении туристов в республику в период межсезонья, в эффективном использовании ресурсов зимнего периода для создания новых туристских программ, будет способствовать повышению общего уровня культурной жизни Бурятии и Байкальского региона, возрождению лучших традиций национальной культуры».

Кстати, в новогодние праздники резиденцию Деда-Мороза в Вологодской области посетил и действующий президент, хотя чудесных даров от «сказочного» персонажа, конечно же, не получил. Напротив, актер, играющий Деда-Мороза, сам попросил у него практического волшебства: мне бы, мол, резиденцию в Сочи перенести, с олимпийской тусовки денег срубить. На лице президента явственно отразилось: молчи, грусть. В общем, пока сочинская резиденция не готова, персонаж современного мифа отправился встречать Новый Год по лунному календарю.

Между тем празднование буддийского Нового года, который в этом году пришелся на 7 февраля, отмечается большими богослужениями, которые проходят во всех буддийских дацанах. С наступлением сумерек 5 февраля ламы провели ритуал Дугжууба, развели у дацанов костры «Сор», в которых символически сгорели духовные препятствия, дурные помыслы и болезни уходящего года. 6 февраля, в последний день уходящего года - "буту удэр", все верующие должны соблюдать пост, готовят алтарь, вывешивают бурханов – хранителей, в честь которых в этот день возжигают зула (лампады) и санзай (благовония). 8 февраля, пишет «Восток-Телеинформ», начнутся молебны "Монлам Ченма", которые будут проводиться ежедневно до 23 февраля. Может быть, и не все жители Бурятии пойдут в дацан, но традиционный праздник будут тем или иным образом отмечать по всей Бурятии и в соседних бурятских регионах. 7 февраля объявлен нерабочим, праздничным днем – об этом заранее сообщили пресс-служба правительства Бурятии, так и пресс-служба администрации Агинского-Бурятского автономного округа.

Неудивительно, что визит Деда-Мороза – персонажа советского мифа, о котором еженедельник «Номер один» говорит «прост, как жезл гаишника», и который обойдется республиканскому бюджету в миллион рублей, уже вызвал протесты. Общественный центр народных традиций «Байкал», занимающийся возрождением древних религиозных традиций бурят, направил на имя президента Бурятии письмо с протестом против «проходящей в республике пиар-акции, связанной с упоминанием имени Сагаан Убгэна». «Категорически нельзя даже упоминать всуе имя высочайшего божества, чтобы не обратить его гнев на верующих», цитирует обращение центра сайт БМК. Белый старец Саган Убгэн, одно из высших божеств в пантеоне тенгрианства, отмечается в обращении, в рамках визита вологодского Деда-Мороза позиционируется как местная экзотическая достопримечательность. «Мы, верующие в исконную, древнюю народную религию бурят бурханай мургэл, испытываем глубокое прискорбие и униженность в результате данной затеи работников министерств и ведомств», пишут в обращении представители центра.

Что же касается буддистов из Бурятии, то они уже более 15 лет с нетерпением ждут визита Далай-ламы. Ведь далеко не все имеют возможность приобрести тур в Индию, где находится резиденция духовного лидера тибетского буддизма, или, по возможности, в Монголию, чтобы посетить главный буддийский монастырь Гандантэгчинлэн (недавно, в ходе правительственного визита 23-24 января, там побывала представительная делегация во главе с президентом РБ Вячеславом Наговицыным).

Тогда как Дед-Мороз из Вологодской области и дальше может и должен оставаться персонажем из воспоминаний градоначальников о советской елке.

В.Н.