Сохраним Тибет > О земле Джангара и его потомках
О земле Джангара и его потомках14 февраля 2008. Разместил: savetibet |
Поездка к своим соотечественникам оставила неизгладимый след в памяти молодых калмыцких монахов, побывавших на земле Джангара. Так называют Синь-Цзян Уйгурский автономный округ потомки калмыков, в семнадцатом столетии покинувших берега Волги.
Настоятель центрального хурула Калмыкии досточтимый гелюнг Лобсан (Анжа Харцхаев), настоятель хурула города Лагани Лобсан Цунду (Виталий Манкиров) и помощник шаджин-ламы Тэло Тулку ринпоче Хонгр Эльбиков, по приглашению главы буддистов Синь-Цзян Уйгурского автономного округа КНР досточтимого Шальван-гегяна побывали у наших соотечественников. Территория бывшего Джунгарского ханства, на которой проживают калмыки, очень красива. Горы, полноводные реки, удивительной красоты равнины. Основное занятие калмыков – животноводство, у них много скота, они отличные всадники, удачливые охотники, знатоки Джунгарской земли. Почитание старших, знание своей родословной у них в крови. Как и желание побывать на берегах великой реки Волги, память о которой бережно сохранилась у них. - Мы посетили два крупных автономных района Хок Сар и Баин Гол, - рассказывает Хонгр Эльбиков. Главная задача заключалась в том, чтобы расширить и укрепить связи с нашими соотечественниками в КНР, а также пригласить верховного ламу синь-цзянских калмыков досточтимого Шальван-гегяна в республику. Молодым представителям духовенства Калмыкии хотелось поближе познакомиться с жизнью своих соотечественников. Их также живо интересовала деятельность буддийских священнослужителей, сохранивших проведение ритуальных служб и обрядов в том виде, в каком они проводились в калмыцких степях до великого переселения в 17 веке. И первое, что надо сразу отметить - все молитвы, обряды, ритуалы калмыцкие монахи проводят на тибетском языке. Это я особо подчеркиваю, так как немало в республике горячих голов, которые только и говорят о засилье тибетского буддизма. Более невежественных и беспочвенных заявлений встретить невозможно, и торчащие уши ложным патриотизмом не прикрыть. Любому здравомыслящему человеку ясно, что в таких утверждениях проглядывают мелочное желание личного самоутверждения и другие разного рода амбиции. – Обряды, проводят священнослужители точно такие же, как у нас, - рассказывает настоятель центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» лама Лобсан (Анджа Харцхаев). Все молитвы, все тексты читаются на тибетском языке. Верховный глава буддистов досточтимый Шальван-гегян сообщил, что испокон веков все службы проводились в калмыцких храмах на тибетском языке. Очень большая сложность заключалась и заключается в том, что пока нет возможности качественно перевести на калмыцкий язык глубокий философский смысл сутр и буддийские термины, правильно, не искажая, передать суть сказанного Буддой. Единственное - разъяснение по священным текстам проводится на калмыцком языке. В автономном округе действуют 45 хурулов, в которых работают 300 монахов. Из них 70 человек имеют полные монашеские обеты. Остальные – генины и гецулы. Все они придерживаются строгого устава монашеской жизни. Женатых монахов там нет. Все монахи получают образование в монастырях Тибета, где проходят полный курс обучения и сдают экзамены. Большая часть обучается в монастыре Лавран, который представляет собой крупнейший университет. Все священнослужители получают заработную плату от государства. Буддийский праздник Первый поворот Колеса Учения наша делегация встретила в большом хуруле Шар сюмэ. Он был построен почти сразу по прибытии сюда калмыков с волжских берегов. Это был большой комплекс с 15 храмами, но в годы культурной революции все постройки разрушили, сохранился лишь Шар сюмэ, в нем монахи проводят большие молебны. Здесь бережно хранят танки, ритуальные принадлежности, которые привезли с собой духовные лица из калмыцких степей. – Им более трехсот лет, и как представишь себе, сколько поколений кочевников поклонялись им, какие великие события пронеслись над ними, захватывает дух, - говорит Хонгр Эльбиков. В Синь-Цзян Уйгурском автономном округе калмыцкую делегацию встречали с великим радушием и почтением. Что сильно поразило ребят – великая тоска наших соотечественников по земле, которую покинули их предки несколько столетий назад. Многие из калмыков Китая мечтают хоть на мгновение оказаться на берегу великой Волги, о которой здесь сложено немало прекрасных песен. – Они очень талантливы, - с восхищением говорит Хонгр Эльбиков, у них такие красивые голоса. Здесь сохранены многие традиции песенного творчества, в народе по-прежнему популярны протяжные песни и там немало талантливых сказителей эпоса «Джангр». Мы уже несколько раз посылали приглашение верховному ламе китайских калмыков досточтимому Шальван-гегяну и неизменно, к сожалению, получаем отказ. Но шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче настойчив в своем стремлении, и на новый отказ из КНР приглашение снова отсылается в посольство Китая. Мы надеемся, что настанет день, и китайские власти не будут препятствовать его визиту. Мы ждем также приезда калмыцких астрологов, врачей, священнослужителей, которых пригласили для работы в республике. Им будет легко здесь работать, так как они прекрасно владеют калмыцким языком и могли бы оказать большую помощь в возрождении не только духовности, но и калмыцкого языка. Ведь не случайно, на земле Синьцзянского округа наши соотечественники с соблюдением старинных калмыцких традиций соорудили ова – священный курган из камней в честь всех божеств-защитников ойрат-калмыков и в честь единства калмыцкого народа, по воле судьбы живущих так далеко друг от друга. Мы тоже приняли участие в его сооружении. Назвали этот курган Бамбин ова. Степной цветок - прекрасный тюльпан стал символом объединения двух половинок единого сердца – потомков Джангара. Старые калмыки со слезами на глазах просили передать своим дорогим соотечественникам из России сердечный и теплый привет. - Мы будем богаче и сильнее,- говорили старики, если будем поддерживать друг друга. Мы всегда помним о вас, наших братьях. Мы должны всемерно развивать наши связи, - говорят молодые священнослужители, - это наша история, а она будет неполной без соотечественников Синь-Цзян Уйгурского автономного округа КНР. И они, безусловно, правы. Нина Шалдунова Источник: www.buddhisminkalmykia.ru |