Сохраним Тибет > В китайской провинции Сычуань перешли на «гуманную» смертную казнь

В китайской провинции Сычуань перешли на «гуманную» смертную казнь


2 марта 2008. Разместил: savetibet
Чэнду, столица провинции Сычуань на юго-западе Китая, с 1 марта официально переходит на применение вместо расстрела смертельных инъекций для приведения в исполнение смертного приговора. Такая «гуманная» реформа принята после 10-дневных испытательных смертельной инъекции, сообщила 29 февраля местная газета Huaxi Metropolis News.

Смертельная инъекция, призванная, как пишет газета, уменьшить боль как для заключенных, так и для их семей, будет оплачиваться верховным судом КНР из расчета 300 юаней (42,1 доллара США) за каждую инъекцию. Сотрудники тюрем, участвующие в проведении инъекций, пройдут специальную подготовку, включая психологический тренинг, с целью помочь им справиться со своими чувствами во время казни.

Между заключенными и офицерами полиции будет помещен щит с отверстием, чтобы во время смертной казни они не могли видеть друг друга, отмечается в сообщении. Заключенные должны будут просовывать в отверстие руку, чтобы палач из числа служащих милиции мог ввести смертельный яд.

Применяемый для этой инъекции яд вначале отключает сознание, а затем останавливает сердце приговоренного, пишет англоязычная Shanghai Daily, не вдаваясь в дальнейшие подробности.

26 февраля Всемирная коалиция противников смертной казни(WCADP), объединяющая национальные и международные правозащитные организации, юридические ассоциации, профсоюзы, а также региональные и местные органы власти, и Сеть против смертной казни в странах Азии (ADPAN) опубликовали открытое письмо к Всекитайскому собранию народных представителей (Open Letter to the China National People’s Congress), сессия которого пройдет в Пекине с 5 по 16 марта. Открытое письмо призывает китайских законодателей предпринять конкретные шаги по отмене смертной казни в Китае.

Ежегодно в Китае тысячи обвиняемых подвергаются смертной казни, тогда как данные по смертным приговорам на сегодня остаются засекреченными и составляют государственную тайну. Особую озабоченность вызывают сообщения о том, что судебные процессы в Китае проводятся без предоставления возможности своевременно получить помощь адвоката, в отсутствии презумпции невиновности, при политическом влиянии на работу судебных органов и рассмотрении показаний, полученных под пыткой.

С 1 января 2007 года в Китае осуществлена важная реформа, согласно которой все смертные приговоры, вынесенные в провинциальных судах, подлежат пересмотру и утверждению в верховном народном суде, что должно привести к сокращению числа смертных казней в стране и принципиальной оценке приговоров. WCADP и ADPAN подчеркивают, что воздействие такого рода реформ зависит от степени прозрачности в ходе судебного разбирательства, являющейся единственной гарантией справедливости, призывая ВСНП снять гриф секретности с информации о смертных приговорах и казнях.

Отмена смертной казни представляет в настоящее время всеобщую и необратимую тенденцию, как свидетельствует принятая 15 ноября 2007 года Генеральной ассамблеей ООН резолюция с предложением о введении моратория на смертную казнь.

«Позитивного представления о пекинской Олимпиаде можно добиться только при условии, что Китай откажется от мирового рекорда по применению смертной казни», констатирует открытое письмо. По мере приближения Олимпийских игр, когда глаза всего мира устремляются на Китай, WCADP и ADPAN призывают китайские власти продемонстрировать способность следовать всемирной тенденции по отмене смертной казни, установив мораторий на исполнение смертных приговоров.

По данным Amnesty International, в Китае караются смертной казнью приблизительно 68 видов преступлений, в том числе ненасильственные преступления, такие как уклонение от уплаты налогов, присвоение государственного имущества и получение взятки. Китайские ученые-юристы, выступающие против высшей меры наказания, рекомендовали сузить сферу ее применения (например, отменив смертную казнь за экономические преступления), однако их призывы остались без внимания.

Валерий Никольский