Сохраним Тибет > Митрополит Кирилл, Далай-лама и Олимпиада-2008
Митрополит Кирилл, Далай-лама и Олимпиада-200827 марта 2008. Разместил: savetibet |
Московский патриархат не спешит поддержать тибетских буддистов
Прошло почти две недели, с тех пор как китайские власти силой подавили беспорядки в провинциях Китая, где проживают тибетцы, но в целом восстание, начавшееся с мирных демонстраций буддийских монахов, усмирено. Наступило время конфликтующим сторонам «помахать кулаками после драки», а всем остальным определиться, наконец, в своем отношении к конфликту на Гималаях. Российские буддисты, принадлежащие к школе Гелугпа, почитающей Далай-ламу, давно сделали свой выбор. В дни драматических событий в Лхасе представители Традиционной сангхи России выступили с заявлениями, в которых осуждалась политика китайских властей в отношении Тибета. Конечно, с Китаем, непримиримо настроенным по отношению к Далай-ламе, России ссориться не с руки. Другое дело, что, несмотря на наличие собственных буддистов, всегда ждущих Далай-ламу в гости, у РФ до сих пор отсутствует четкая позиция по решению тибетской проблемы. МИД призывает стороны к сдержанности – и только. В этой связи интересно мнение представителя Русской православной церкви протоиерея Всеволода Чаплина. Напряженность в Тибете «может быть преодолена только на основе стремления к миру и справедливости, уважения чувств и настроений различных этнических групп, заботы о благе всех людей, живущих на этой территории», считает зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. По его словам, ничего хорошего не произойдет, если «тибетскую карту» будут разыгрывать силы, которых интересуют только собственные экономические и политические выгоды. Похоже, проявлять солидарность со сторонниками Далай-ламы в РПЦ не спешат. И скорее всего полагают, что в происходящем в Тибете не обошлось без «происков Запада». Во всяком случае Всеволод Чаплин призвал с такой точки зрения проанализировать «тибетскую кампанию» в западных СМИ, которую охарактеризовал как «истерику». Более того, он сравнил ее с антиюгославской кампанией 1999 года! Но позвольте: не выдумали же журналисты разгоны мирных демонстраций в Лхасе, как не взяты с потолка погромы китайских магазинов тибетцами. Религиозная несвобода и нарушение прав человека в Тибете – реальность, кто бы ни утверждал обратное. Та законность, о восстановлении которой говорит официальный Пекин, хорошо знакома верующим в России по опыту жизни во времена советской власти. Хотя она и называлась «социалистической законностью», но характеризовалась политической целесообразностью. У Московского патриархата в Китае есть собственный интерес, хотя это не афишируется. Русская духовная миссия существовала в Пекине с XVIII века, а в 1957 году была создана Китайская автономная православная церковь (КАПЦ). Правда, она существовала по большей части «на бумаге», уже в 1962 году была запрещена, а в годы «культурной революции» православие в Китае было почти полностью разгромлено. Сегодня оставшиеся общины верующих (их не больше 15 тысяч человек) подчиняются напрямую московскому Патриарху. Выступая на конференции, посвященной 50-летию КАПЦ, в конце прошлого года, митрополит Кирилл (Гундяев) заявил, что Русская церковь «испытывает братскую озабоченность о единоверцах в Китае и заинтересована в восстановлении деятельности Китайской автономной православной церкви». По словам главы Отдела внешних церковных связей, Московский Патриархат настроен на диалог с китайскими властями и «не поддерживает создание каких-либо подпольных структур» в отличие от католиков и протестантов. А теперь внимание – вопрос! Чем отличается позиция, которую в своем докладе, опубликованном на официальном сайте Московской патриархии, занял по отношению к Китаю митрополит Кирилл, от того, что сегодня говорит Далай-лама? При всей разнице между двумя религиями сходство значительное. Оба – за диалог с Пекином и за мирное разрешение существующих проблем. Оба – за Олимпиаду, только каждый хочет использовать это событие по-своему. «Пекинская Олимпиада в августе может стать драгоценной возможностью для мирового сообщества помимо направления своих спортсменов поставить Китай лицом к лицу с тибетской проблемой» – Далай-лама XIV, 10 марта 2008 года. «Имея более чем 300-летнюю историю, в наши дни китайское православие никак не представлено на мировой арене. Предстоящие Олимпийские игры в Пекине еще острее ставят этот вопрос, в том числе и об организации духовного окормления спортсменов из православных стран» – митрополит Кирилл (Гундяев), 23 ноября 2007 года. Похоже, «олимпийскую карту» разыгрывают не только тибетские буддисты и «коварный Запад». У России здесь свои и достаточно серьезные интересы! Павел Германович Круг - обозреватель НГ-религий, приложения к НГ. |