Сохраним Тибет > Спорт и политика: танцы на кладбище

Спорт и политика: танцы на кладбище


21 апреля 2008. Разместил: savetibet
13 июля 2001 года на 112-й сессии Международного олимпийского комитета в Москве была названа столица Олимпийских игр 2008 года. Парижу, Осаке, Стамбулу и Торонто МОК предпочел Пекин. Теперь до даты начала Олимпиады осталось меньше четырех месяцев, и отсчет дней уже пошел. 24 марта в Греции был зажжен олимпийский огонь, который атлеты понесли по многим странам, преодолеют 137 тыс. км и 8 августа зажгут его в Пекине.

Однако не все так просто с предстоящей Олимпиадой. Проводиться она будет в одном из немногих оставшихся на планете тоталитарных коммунистических государств. Уже при зажжении олимпийского огня случился инцидент, впрочем, вполне закономерный. Три человека попытались прорваться к трибуне, с которой торжественно выступал представитель Китая, и развернули транспарант «Объявите бойкот стране, которая нарушает права человека». Все трое были из правозащитной организации «Репортеры без границ», один из них, Робер Менар, -- руководитель организации. Затем акции протеста правозащитников и сторонников независимости Тибета продолжились по всему следованию олимпийского огня. Наконец в Париже факел временно загасили и повезли в полицейском автобусе, а в США маршрут следования огня засекретили. Лидеры некоторых европейских стран заявили об отказе присутствовать на церемонии открытия Олимпийских игр. К этому же призвал всех и Европарламент.

Протесты против планов проведения Олимпиады в Китае начались уже давно. В Москве 13 июля 2001 года напротив Центра международной торговли, где проходила та самая сессия МОК, несколько человек проводили манифестацию протеста. Дабы не раздражать китайских товарищей, все манифестанты были задержаны милицией.

6 августа прошлого года в палате представителей конгресса США демократы и республиканцы внесли сразу два проекта резолюции, призывающей президента принять меры по бойкоту Олимпийских игр в Китае. Причина бойкота, выбранная конгрессменами, звучала очень прагматично: поставки Пекином оружия террористическому режиму в Судане. По этой же причине знаменитый американский режиссер Стивен Спилберг отказался режиссировать церемонию открытия Олимпийских игр в Пекине. К бойкоту пекинской Олимпиады призвал известный американский киноактер Ричард Гир.

Обсуждение бойкота Олимпиады вышло на новый уровень после жестоких расправ китайской полиции с мирными тибетскими демонстрантами в марте этого года, когда, по официальным китайским данным, погибло 19 демонстрантов, а по данным тибетского правительства в изгнании -- 140 человек.

Борьба за право проведения Олимпийских игр давно вышла за рамки спорта. С проведением Игр увязывают свои интересы национальная экономика, бизнес, политика. Права человека на фоне столь важных интересов чаще всего становятся досадной помехой.

Когда в 1980 году во всем мире шло обсуждение планов бойкота московской Олимпиады, одна из стран -- сторонниц бойкота заявила устами своего официального информагентства: «По мере того как голоса против проведения Олимпийских игр в Москве звучат все громче, советские власти, пытаясь сбить с толку народ в Советском Союзе и в остальной части мира, все чаще заявляют, что «политику и спорт не следует смешивать». Как это теперь ни покажется странным, заявление было сделано 9 февраля 1980 года китайским государственным агентством Синьхуа. Китай, будучи политическим соперником СССР, обвинял Советский Союз в лицемерии и стремлении наложить «политическую печать на Игры».

Сегодня аналогичные обвинения предъявляют Китаю. Оккупация Тибета, преследования религиозных движений, репрессии против китайских диссидентов -- аргументы не менее значимые, чем те, что выдвигались против Москвы в 1980 году. По данным из диссидентских источников, только последователей религиозного движения «Фалуньгун» с начала компании репрессий против них в 1999 году было убито в полицейских участках, «лагерях перевоспитания» и психбольницах не менее 3 тыс. человек. По обвинениям в антиправительственной деятельности в заключении находятся десятки членов первой в коммунистическом Китае оппозиционной Демократической партии. В китайских трудовых лагерях «лаогай» («трудовое перевоспитание», аналог нашего ГУЛАГа), которых в стране около 1 тыс., сидят от 4 до 6 млн заключенных, из них, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1 млн -- политические заключенные.

Небывалое применение находит в Китае смертная казнь. По данным организации «Международная амнистия», в 2006 году в Китае были казнены 1010 человек и 2790 приговорены к смерти. «Международная амнистия» охарактеризовала однажды применение смертной казни в Китае как «расстрельное бешенство». На открытых слушаниях в конгрессе США эмигрировавшие из Китая диссиденты и очевидцы рассказывали о получившей широкое распространение практике изъятия внутренних органов у казненных; эти органы потом используются для трансплантации партийным чиновникам и богатым иностранцам. Случается, что внутренние органы и кожу отбирают у еще живых смертников.

Такова реальность сегодняшнего Китая. Можно в очередной раз закрыть глаза на катастрофическое положение с правами человека в этой стране, чтобы «не смешивать спорт с политикой». Можно радоваться спортивным достижениям и праздновать победы, не обращая внимания на то, что делает устроитель Олимпиады с людьми, пытающимися отстаивать свободу в своей стране. Вполне рациональное объяснение: мы спортсмены, мы вне политики. Все равно что соревноваться, кто больше съест, посреди умирающей от голода деревни. Хотя, если вдуматься, спорт увязывался с политикой еще в античные времена. Ведь именно во время Олимпиад останавливались войны, что это если не связь политики со спортом? Только если раньше на время проведения Олимпиад прекращались войны, то теперь во время войн прекращаются Олимпиады.

Нет ничего удивительного в том, что к бойкоту Олимпиад призывают прежде всего те, кто на себе испытывает всю тяжесть и несправедливость тоталитарного режима. К ним присоединяются те немногие, в ком солидарность с угнетенными берет верх над желанием устроить беззаботный спортивный праздник и наслаждаться красивым зрелищем, закрыв глаза на все происходящее вокруг. Даже в СССР накануне Олимпиады 1980 года не все диссиденты считали бойкот Олимпийских игр уместным. Академик Андрей Сахаров, например, был против бойкота, пока не грянула война в Афганистане, а его самого не отправили в ссылку в Горький. После этого и он присоединился к требованиям бойкота.

Сторонники проведения Олимпиады в Пекине часто говорят, что проведение Игр в Китае будет способствовать миру. Каким образом это будет происходить, никто не объясняет. Просто «будет», потому что основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен в своей «Оде спорту» воскликнул: «О спорт! Ты -- мир!» Кубертен, вероятно, надеялся, что Олимпийские игры будут способствовать установлению мира на земле по аналогии с тем, как в античной Греции во время Олимпийских игр прекращались войны между греческими городами. Логика сторонников Игр в Пекине проста: раз так происходило в Древней Греции в VI веке до н.э., значит, то же произойдет и в современном Китае. Так, может быть, хотя бы на время проведения Олимпийских игр Китай прекратит поставки оружия Судану и уйдет из оккупированного Тибета?

Но дело не только в войнах. Не стоит ли наконец понимать «мир» не как отсутствие войны, а как отсутствие насилия? Война -- это лишь одна из форм насилия, одного государства в отношении другого. Но насилие государства в отношении своих собственных граждан может быть не менее кровопролитным и катастрофичным. Опыт тоталитарных режимов ХХ века ясно показывает это.

Можно ли лукаво радоваться мнимому миру только потому, что пределы страны обозначены государственной границей, а не линией фронта, что самолеты не бомбят города и армии не ведут позиционные бои? Можно ли считать жизнь мирной, если миллионы людей тихо истребляют по тюрьмам и концлагерям, а иных для общественной острастки расстреливают публично на стадионах при заполненных трибунах? (Не на тех ли самых стадионах, где будут соревноваться олимпийцы?) Тот ли это мир, о котором в Олимпийской хартии говорится: «Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства»?

Может быть, сторонники пекинской Олимпиады ожидают, что хотя бы на время Олимпийских игр китайские власти освободят из тюрем и психушек диссидентов, закроют следственные дела против инакомыслящих, отменят тотальную цензуру в Интернете и средствах массовой информации? Или кто-то искренне верит, что хотя бы на эти две недели китайские власти прекратят войну против собственных граждан, а сам Китай станет мирной демократической страной?

Впрочем, можно не задаваться риторическими вопросами, а просто устроить для себя спортивный пир во время красной чумы.

Политические мотивы в истории Олимпиад

Антверпен, 1920 год. Германия, Австрия, Болгария, Венгрия и Турция не были приглашены на Олимпиаду из-за их роли в прошедшей недавно первой мировой войне. Париж, 1924 год. Германия вновь не приглашена на Олимпийские игры. Берлин, 1936 год. В 1933 году Гитлер, добиваясь проведения Олимпийских игр 1936 года в Берлине, лично обещал президенту МОК, что принципы Олимпийской хартии будут неукоснительно соблюдаться в нацистской Германии. Чтобы выставить себя с наилучшей стороны, Третий рейх даже решил оставить еврея Теодора Левальда (Theodore Lewald) на посту президента Национального олимпийского комитета. Многие страны, включая Америку, предлагали бойкотировать Игры, однако в результате в списке основных участников отсутствовала только Испания, где уже шла гражданская война. Берлинская Олимпиада сделала рекламу нацистскому режиму, который вскоре развязал вторую мировую войну, а Олимпиады прервались на 12 лет. Лондон, 1948 год. На Олимпийские игры не приглашены Германия и Япония из-за их роли во второй мировой войне. Хельсинки, 1952 год. Спортсмены из СССР и других социалистических стран отказались поселиться в Олимпийской деревне вместе с представителями капиталистических стран. Их разместили в студенческих общежитиях. Мельбурн, 1956 год. Лихтенштейн, Нидерланды, Испания и Швейцария отказались от участия в Играх в знак протеста против вторжения советских войск в Венгрию. В знак протеста против участия Тайваня Олимпиаду бойкотировали спортсмены из КНР. Токио, 1964 год. ЮАР, где существовал режим расового апартеида, не получила приглашения участвовать в Играх. Индонезия и Северная Корея были исключены из списка участников. Мехико, 1968 год. ЮАР снова отсутствовала в списке участников, так как большинство африканских государств пригрозили бойкотировать Игры, если будут приглашены южноафриканские спортсмены. Мюнхен, 1972 год. Во время Игр на израильскую команду напали палестинские террористы. Были убиты 11 спортсменов, полицейский и пятеро террористов. На следующий день после нападения Игры были приостановлены для проведения службы в память погибших. Однако в этот же день с согласия официальных лиц Израиля Игры были возобновлены. Под давлением африканских государств МОК запретил за проведение политики апартеида участие в Играх Родезии, которая уже прислала команду из 30 спортсменов. Монреаль, 1976 год. Не приехали 24 национальные сборные из 116. Двадцать две африканские страны отказались участвовать из-за присутствия Новой Зеландии, поскольку ранее новозеландские рэгбисты играли в ЮАР, где существовал режим апартеида. Москва, 1980 год. Много возражений во всем мире встретила Олимпиада 1980 года в Москве. Советское вторжение в Афганистан, ссылка академика Сахарова и репрессии против диссидентов были главным аргументом сторонников бойкота. Многие страны вслед за США, ФРГ и Японией отказались прислать свои спортивные делегации, и Олимпиада прошла в урезанном виде. В ней участвовала 81 страна -- на 59 меньше, чем в следующих Играх 1984 года в Лос-Анджелесе. Некоторым спортсменам при торжественных церемониях пришлось стоять не под своими национальными флагами. Лос-Анджелес, 1984 год. В качестве ответного шага на бойкот Олимпиады в Москве СССР не послал свою спортивную делегацию на Олимпийские игры в США. Сеул, 1988 год. Куба и Эфиопия отказались принимать участие в Олимпиаде.

Александр Подрабинек