Сохраним Тибет > Древние традиции священного буддийского месяца
Древние традиции священного буддийского месяца5 июня 2008. Разместил: savetibet |
Четвертого июня начался праздник Ур сар (тиб. Сага Дава). Это в первый день пятого месяца лунного календаря. Именно этот месяц года выбрал Будда Шакъямуни для совершения трех великих деяний: рождения, просветления и ухода в нирвану.
Время было выбрано не случайно. Пятый месяц по лунному календарю (в этом году он будет длиться с 4-го июня по 3-е июля) считается особенно благоприятным для очистительных практик, а все благие действия, совершенные в этот месяц, увеличиваются в тысячи и миллионы раз. В Индии это сезон дождей, и монашеская община во главе с самим Победоносным уходила в затворничество, чтобы полностью посвятить себя практике. В Тибете проводили пышные церемонии. А вот как описывает П. И. Небольсин этот праздник у калмыков середины XIX века: "Все хурульные кибитки в главной ставке Хошеутовского улуса были поставлены входом на восток, убраны белыми кошмами и навесами, под которыми были развешаны изображения божеств. Главная кибитка находилась в центре. Рядом с молельными кибитками были размещены, согласно строгой иерархии, ряды жилых кибиток духовенства, знати, затем простого народа. С противоположной стороны - опять кибитки гостей празднества. Главное событие должно было происходить в кибитке владелицы улуса. Для этого внутри "утверждено было зеленеющее дерево", которое "было обвернуто по ветвям чистой белой овчиной в знак общего желания об умножении улусного скотоводства ... "и заплетено лентами и тесьмами... Дерево это после праздника... остается в степи на прежнем месте. Часто вместо дерева просто привязывали зеленую ветку. На рассвете начиналась первая часть празднования. Бурхана - Багши просили "излить свои милости на улусное скотоводство", а затем духовенство, выйдя из здания хурула, освящало животных (стадо лошадей), кропя кобылиц смесью молока и топленого масла". Сегодня там, где исповедуют буддизм, по традиции в этот месяц совершают различные практики и благие дела для накопления заслуг. Какие практики мы можем совершать в этот месяц? Наиболее распространенной является практика поклонения Авалокитешваре - Бодхисаттве сострадания - "Нюнгне". Под руководством опытного ламы верующие читают специальный текст и делают простирания. Утром первого дня миряне дают обет не употреблять пищу, не разговаривать и не пить. На второй день обетов не дают, но продолжают читать тексты. На рассвете третьего дня совершается подношение заслуг, и если есть желание продолжить практику, снова дают строгий обет. Таких сессий необходимо сделать восемь - с первого по пятнадцатый лунный день. Но даже если вы смогли пройти лишь одну, то у вас накапливаются огромные благие заслуги, которые проявятся как в этой, так и в следующих жизнях. Результатом этой практики является закрытие "трех дверей", ведущих в неблагоприятные рождения. Обет молчания предохраняет от рождения в мире животных, отказ от еды и питья - от рождения голодным духом, стойкое преодоление страданий во время практики и поддержание обетов в чистоте - пресекает рождение в аду. Кроме того, вы получаете мощные отпечатки для встречи с учением Будды в следующей жизни. Для накопления благой кармы существуют также однодневные обеты Махаяны. При этом вы берете на себя обязательство не принимать пищу после обеда, не сидеть на высоких сиденьях (не выше локтя), чтобы пресечь появление гордыни, нельзя петь, слушать музыку, танцевать и носить украшения. Необходимо провести день в изучении буддийской литературы или начитывании мантр. На рассвете следующего дня обеты считаются снятыми. Если вам трудно делать специальные практики, вы можете совершать по сто восемь или всего семь простираний каждое утро перед статуэткой либо фотографией Будды, при этом необходимо представить, что Будды трех времен и десяти сторон света действительно присутствуют перед вами. Можно обходить хурулы, ступы, делать подношения неимущим или монахам, начитывать широко известную мантру "Ом Мани Падме Хум". Избегать совершения десяти неблагих деяний, которые ведут к плохому рождению. К ним относятся убийство, воровство, неправильное сексуальное поведение, пустословие, обман, злословие, зависть, ненависть и неправильные воззрения. В течение этого месяца необходимо стараться своим телом, речью и умом совершать максимальное количество благих поступков, избегать порождения в себе гнева, ограничить свои желания, больше читать и стараться осмыслить буддийскую литературу. Желательно воздержаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Праздник Ур сар дает нам прекрасную возможность не только позаботиться о наших последующих благих перерождениях, но и уже в этой жизни стать немного совершенней. Чагдыр Санджиев Информационное агентство Бумбин орн |