Сохраним Тибет > Один день мира. Фильм о далай-ламе в программе ММКФ
Один день мира. Фильм о далай-ламе в программе ММКФ22 июня 2008. Разместил: Ing |
На фоне политических волнений вокруг предстоящей пекинской Олимпиады и заявлений тибетских политиков о возможном возвращении далай-ламы в Тибет появление в программе Московского международного кинофестиваля документальной картины о далай-ламе выглядит подготовленной акцией. Однако фильм «Рассвет/Закат» Виталия Манского снимался год назад.
Его святейшество далай-лама Четырнадцатый, духовный лидер всех буддистов, лауреат Нобелевской премии мира и еще ряда крупных гуманитарных премий, автор многочисленных трудов по буддийской философии, борец за права угнетенного тибетского народа, сепаратист, желающий раскола Китая, по версии китайских властей, монах и правитель, десятки лет пытающийся ненасильственными методами решить проблему автономии Тибета, с 1959 года политический изгнанник с резиденцией в Индии, стал героем фильма российского режиссера Виталия Манского, вероятно, по воле высших сил. Так, по крайней мере, рассказывает сам Манский: «Еще год назад поступило такое странное предложение: не хочу ли я снять фильм о далай-ламе? Это не было 1 апреля, но, честно говоря, я его воспринял, как шутку: где Россия, где я, и где далай-лама? Это как-то не сходилось в единую концепцию. Но это предложение обрастало большим количеством вполне конкретных обстоятельств, начались встречи с представителями далай-ламы в России, в Америке. Потом, когда уже стало понятно, что это все более чем серьезно, поступило предложение о поездке в Индию. Я поехал, познакомился с далай-ламой. Естественно, к поездке я был уже определенным образом готов, стал что-то читать, смотреть. Эта поездка создала у меня ощущение фильма, о чем я рассказал герою фильма, и мой взгляд показался ему интересным. Я позволил себе поступить достаточно нагло, поставил определенные условия – возможность безграничной съемки и безграничного общения». Сопротивления не было, результат, по словам Манского, устроил главного героя: «Он видел куски фильма и знал о его концепции. Он слишком хорошо к нам относится, и даже хотел приехать в Москву на премьеру». Какие цели ставила перед собой съемочная группа? Какой фильм она хотела снять? Манский объясняет: «Что такое далай-лама для большинства образованного, прогрессивного населения мира, которое в то же время является и обывателем? Я был как-то с Ростроповичем в деревне, где он помогал местной больнице. Потом его пригласили в сельский клуб – пьянка для своих. «Свои» - это председатель колхоза, главный бухгалтер, зоотехник. Они все оказались поклонниками таланта Ростроповича. Поразительная вещь! Но они были поклонниками не потому, что когда-либо слышали, как Ростропович исполняет что-либо на свой виолончели, а потому, что к ним явился бренд. Отношение к далай-ламе, в принципе, приблизительно такое же. Вот далай-лама – хороший человек, лауреат Нобелевской премии мира. Он что-то вещает. Что именно – никто не знает. О чем – никто не хочет знать. Я просто попытался дать людям возможность его… нет, не услышать. Я видел такие фильмы. Там беседы Скорсезе с далай-ламой. Я не считаю себя в праве беседовать с далай-ламой, но я дал возможность его почувствовать, увидеть, понаблюдать за ним с близкого расстояния. Мы имели возможность находиться с ним в самой непосредственной близости в течение недели и потом из этой недели смонтировали условный день, 24 часа». Далай-лама встает в четыре утра, чистит зубы, делает дыхательные упражнения, становится на тренажерную дорожку. Оператор ходит за ним, и тут начинаются монтажные включения духе Годфри Реджио - большие города, потоки машин, океан, небо, мировая медитация. Далай-лама принимает делегации, в том числе русских телерепортеров, читает трехчасовую лекцию о принципах буддизма, ходит по улице в сопровождении индийской вооруженной охраны. Странно, говорит за кадром Манский, что самый мирный человек на земле вынужден пользоваться чужим оружием. «Я бездомный», - говорит далай-лама в кадре. Он смотрит свое интервью по С NN , комментирует его с большой самоиронией, говорит о срединном пути буддизма, о том, что реинкарнирует вне Тибета и Китая, если умрет раньше получения автономии. Вторая часть фильма – это путешествие съемочной группы домой через Китай и Сибирь на поезде и самолете. Эта дорожная история - страшная деревня неприкасаемых в Индии, перенаселенные города Китая и пустые дикие пейзажи России - сопровождается закадровыми словами далай-ламы. О голоде и перенаселенности Земли, о бедном Востоке и богатом Западе, о том, что главное – это сострадание. О том, что когда-то, не при жизни этого поколения, Россия, Китай и Индия могли бы объединить свои людские и природные ресурсы. Это звучит уже почти как вызов. Напомню, что Виталий Манский - автор «Президентской трилогии», документальных лент о Горбачеве, Ельцине и Путине. Принцип его работы с главным героем остался прежним - максимальная близость к человеку и безоценочность. Но в этом фильме кажется, что далай-лама повлиял на мировоззрение Манского, хотя режиссер и отшучивается: «Мне далай-лама сказал: слушай, парень, кончай пить водку и есть мясо. Это самое большое послание, которого я удостоился». Елена Фанайлова, Радио Свобода |