Сохраним Тибет > Скрытое прошлое и настоящее
Скрытое прошлое и настоящее3 августа 2008. Разместил: savetibet |
За последние двадцать лет Лхаса изменилась до неузнаваемости. Еще недавно у подножия холма, на котором возвышается дворец Потала, была лишь маленькая деревушка. Сегодня бывшая резиденция Далай-ламы находится в центре большого современного города с 200-тысячным населением, преимущественно китайским, с растущими безликими жилыми районами, кварталом красных фонарей и крошечным тибетским поселением вокруг храма Джокханг.
Тибетцы приветствуют некоторые перемены в городской жизни, такие как улучшение водоснабжения или подача электроэнергии. Но стремительное городское развитие под руководством Пекина привело к тому, что из Лхасы, что в переводе означает «священный город», полностью исчез ее национальный тибетский и религиозный дух. Архитектурный горизонт Лхасы нарушает 13-этажное здание управления государственной безопасности ТАР. Построенное в 2002 году здание и дворец Потала находятся в прямом противостоянии друг к другу в соответствии с тибетской геомантией. Хотели того китайские власти или нет, но для тибетцев здание стало олицетворением тотального контроля и вызовом авторитету Далай-ламы. Здание железнодорожного вокзала в Лхасе, построенное из красного кирпича с белым орнаментом, по стилю напоминает дворец Потала. Преднамеренное сходство с одним из главных религиозных и культурных символов Тибета оскорбительно для тибетцев, тем более, что сам вокзал олицетворяет для них не только стремительный переворот привычного жизненного уклада, но и китайскую идею «прогресса» и развития Тибета. Вы также увидите в Лхасе китайские памятники и монументы. Самый выдающийся из них расположен как раз напротив входа в Поталу и посвящен «мирному освобождению Тибета», как китайцы называют свое вторжение в Тибет в 1949-1950-х годах, повлекшее за собой смерть тысяч тибетцев и установление в стране китайского господства. Храм Джокханг в центре Лхасы и улица Баркхор, по которой паломники совершают кору вокруг Джокханга, были местом проведения демонстраций протеста тибетцев, особенно в 1980 годы. Гуляя по извилистой улочке, заполненной паломниками и торговцами, поднимите взгляд наверх – вы заметите многочисленные камеры слежения. В 1985 году в честь 20-летия образования ТАР вокруг храма Джокханг расчистили и замостили большое пространство, назвав его площадью Баркхор. Теперь в случае необходимости полиция и войска смогут беспрепятственно попасть на Баркхор и в прилегающие тибетские кварталы. Власти решили не повторить собственные ошибки, когда некоторым участникам акций неповиновения удавалось ускользнуть от ареста, затерявшись в лабиринте улиц Баркхора. Храм Джокханг - это самое священное место для тибетских буддистов. В годы культурной революции (1966 – 1976) здесь были расквартированы китайские военные, прямо на полу храма забивали свиней. Практически все статуи и другие предметы культа были разрушены или сильно повреждены. Теперь в храме находятся их копии. Мы хотели бы предостеречь путешественников от соблазна расценивать любые проявления присущей тибетцам самобытности и взглядов как некую форму протеста, особенно в городах, где проживает много китайцев. Роберт Барнеттт (Robert Barnett), тибетолог из колумбийского университета, который часто бывает в Тибете, пишет в своей книге «Лхаса – память улиц» (Lhasa: Streets with Memories. Columbia University Press, 2006), что Лхаса «принадлежит к более древнему миру, который сторонние наблюдатели склонны воспринимать как цельный, нераздельный и однородный», и не следует полагаться «на рассказы путешественников, а стоит поискать другие объяснения, чтобы понять видимые аномалии и противоречия в восприятии Тибета иностранцами». Не только приезжим трудно разобраться в тибетской действительности, но и сами тибетцы не всегда сходятся во мнениях по тому или иному поводу. Возьмем к примеру монумент в честь образования ТАР - две золотые статуи яков перед летней резиденцией Далай-ламы, Норбулинкой. Некоторые тибетцы считают, что яки призывают Далай-ламу вернуться на родину - одна из статуй обращена к Норбулинке, а вторая смотрит в сторону Дхарамсалы. Другие же дали якам имена двух тибетских чиновников, в насмешку над их известной всем лояльностью к коммунистической партии. Праздники и памятные даты Планируя поездку в Тибет, помните, что в определенные периоды времени, например, в дни годовщины важных политических событий, на перемещения туристов могут быть наложены ограничения. Для китайского правительства безопасность и политическая «стабильность» всегда будут важнее, чем приток долларов от туризма. Ниже мы приводим некоторые праздничные даты, когда туристы могут столкнуться с затруднениями в перемещении, а также наблюдать усиление полицейского и военного присутствия и, возможно (хотя и маловероятно), демонстрации протеста со стороны тибетского населения. Февраль – китайский новый год, который каждый раз приходится на разные даты по западному календарю. На новый год китайцы обычно стараются вернуться домой, так что поездки по Китаю в это время года могут быть затруднены. 5 марта – годовщина крупных уличных протестов тибетцев в 1988 и 1989, во время которых сотни тибетцев были убиты, тысячи арестованы. 10 марта – День тибетского народного восстания, годовщина неудавшегося восстания тибетцев против китайского правления 1959 году, в результате которого тысячи тибетцев погибли или попали в тюрьмы. 25 апреля – день рождения Гендюна Чокьи Ньимы, 11 Панчен-ламы, признанного Далай-ламой в 1995 году. Сразу после признания мальчик пропал, и с тех пор его никто не видел. Начало мая – майские праздники, которые в КНР длятся семь дней. В это время существенно повышается нагрузка на транспорт, гостиницы и всю туристическую инфраструктуру. С мая по июнь – праздник Сага Дава, посвященный дню рождения, просветления и ухода Будды в паринирвану, всегда знаменуется большим наплывом паломников в Лхасу. 6 июля – день рождения 14 Далай-ламы. Праздновать этот день в Тибете запрещено. 1 сентября – годовщина создания Тибетского автономного района в 1965 году. Собственно годовщина приходится на 9 сентября, но этот день совпадает с годовщиной смерти председателя Мао в 1976-м, и потому празднование было перенесено на другую дату. 27 сентября – годовщина крупной демонстрации протеста в Лхасе в 1987 году. 1 октября – годовщина крупной уличной демонстрации также в 1987-м, когда полиция обстреляла безоружных манифестантов. В последующие полтора года прошло более 20 демонстраций, в результате которых по меньшей мере 2000 человек оказались за решеткой и 100 были убиты полицейскими. 1 октября – государственный праздник в Китае, годовщина основания Китайской народной республики и окончания революции в 1949-м. 10 декабря – годовщина присуждения Нобелевской премии мира Далай-ламе в 1989году; также Международный день прав человека и годовщина крупномасштабных уличных протестов в Лхасе в 1988. Индустрия туризма в ТибетеКак мы показали ранее, китайские власти, да и сами тибетцы, хотели бы извлечь максимальную выгоду из туризма. Попав в Тибет, вы сможете на основе собственных наблюдений судить о том, насколько благотворно или пагубно туризм сказывается на тибетской культуре и тибетцах. То, каким именно туристическим услугам вы будете отдавать предпочтение, в конечном итоге скажется и на развитии всей туристической отрасли, во всяком случае той ее части, которая ориентирована на иностранцев. При желании у туристов, приезжающих в Тибет, есть уникальная возможность не только собственными глазами увидеть, как живется тибетскому народу под властью Китая, но и проанализировать, как КНР, будущая мировая сверхдержава, выстраивает политику в отношении одного из самых уязвимых народов на своей территории. Во время посещения Лхасы и других тибетских городов, обратите внимание на то, сколько ресторанов, сувенирных лавок и магазинов принадлежит тибетцам, много ли тибетцев среди водителей такси. Постарайтесь сравнить количество вывесок, плакатов, коммунистических лозунгов на китайском и тибетском языках. Вся туристическая индустрия в Тибете эксплуатирует этническую экзотику и глубоко укоренившиеся в сознании западных и китайских туристов стереотипы. Присмотритесь внимательнее и вы обнаружите, что в действительности тибетцам принадлежит лишь малая часть этого бизнеса. Религия и туризмОдна из основных туристических достопримечательностей Тибета - это его религиозная культура. Китай пользуется интересом к традиционному тибетскому буддизму, чтобы привлечь больше туристов, и одновременно делает все, чтобы подорвать основы веры тибетского народа. В прежние времена местные сообщества добровольными пожертвованиями или через систему налогов поддерживали существование монастырей и храмов, которые в свою очередь осуществляли духовное наставничество и руководство. Китайское правительство решило избавить местные сообщества от «излишней нагрузки». Теперь основным источником дохода монастырей и храмов должен стать туризм. И, действительно, приезжая в Тибет, редкий турист не побывает хотя бы в одном храме или монастыре. При таком положении дел в некоторых монастырях обслуживание туристов оттеснило на второй план истинное предназначение этих учреждений – обучение и духовное наставничество. Возьмем к примеру один из крупнейших буддийских центров монастырь Кумбум на севере Тибета (теперь это провинция Цинхай). Течение монастырской жизни здесь нарушено огромным потоком китайских туристов, ежедневно прибывающих на многочисленных автобусах. Сразу за воротами монастыря построено новое здание, в котором расположились торговцы сувенирами. Их деятельность, похоже, никак не регулируется и не приносит выгоды самому монастырю. Товары, которые они предлагают туристам, как правило, не имеют никакого отношения к буддизму – в основном это электронные устройства и игрушки. Если и попадаются предметы, имеющие отношение к буддизму, то они принадлежат не к тибетской, а к китайской традиции. В самом монастыре на площади, где прежде монахи изучали священные тексты, расположились фотографы, предлагающие туристам сфотографироваться в псевдо-тибетских костюмах. Все экскурсоводы также одеты в тибетские одежды, но это китайцы и экскурсии они ведут на китайском языке. В восточном Тибете в провинции Сычуань некоторые монастыри заключили контракты с китайскими туристическими компаниями. Вот, что пишет тибетский писатель о монастыре в Кхаме: «На входе в монастырь вас встречают служащие туристической компании, одетые в темно-бордовые монашеские одежды. Выглядят они как экскурсоводы, но на самом деле это продавцы. Сперва они коротко рассказывают вам о монастыре, а потом начинают уговаривать купить хадак (белый шелковый шарф, который традиционно подносят гостям в подарок) и благовония. При этом они красочно расписывают, какие беды и несчастья обрушатся на головы тех, кто поскупится купить и зажечь благовония. Благовония представляют собой довольно толстые свечи метровой длины, стоит одна такая свеча 200 юаней ($26). В тибетских храмах никогда таких свечей не было, и это вызывает у людей недоумение. Вам также предложат купить статую Будды и расскажут небылицу о том, где она была сделана, какую хорошую карму и богатство принесет своему обладателю. Но самый изящный трюк продавцы проделывают, продавая туристам тханки (традиционная буддийская живопись на религиозные темы). Купленные тханки туристам предлагают не забирать домой, а оставить в монастыре в качестве подношения. Затем их снова продают новым туристам». Этот же автор пишет далее: «С тех пор, как монастырь сдали в аренду, дисциплина в нем сильно расшаталась. Раньше в монастыре были очень строгие правила, если монах не читал священные тексты, его выгоняли. Но теперь монахи вообще не читают священные тексты. Они рассуждают примерно так - раз уж тулку (монах-перерожденец, часто верховный лама монастыря) сдал монастырь в аренду за деньги, какой прок от священных книг? Очевидно, что хотя монастырь и получил некоторую сиюминутную материальную выгоду, но заплатил за нее невосполнимыми потерями. В китайских районах есть несколько монастырей, которые переняли подобную схему, и это привело к их чрезмерной коммерциализации. Теперь эта порочная практика распространяется на тибетские районы, и результаты будут самые плачевные». Чем вы можете помочь Тибету?Многие люди, которые побывали в Тибете, по возвращении обращались в «Международную кампанию в поддержку Тибета» с вопросом, чем они могут помочь тибетскому народу. Вот несколько вариантов, которые мы предлагаем вам рассмотреть: * Вы можете стать подписчиком «Международной кампании в поддержку Тибета» и принимать участие в акциях, которые мы проводим в Интернете на сайте: www.savetibet.org * Вы можете стать членом уже существующей группы поддержки Тибета или же основать свою собственную, чтобы информировать жителей вашего региона о тибетском вопросе * Вы можете направить письма в правительство своей страны с просьбой поднять тибетский вопрос в законодательных органах или в парламенте * Вы можете направить письма в правительство своей страны с просьбой оказать поддержку процессу диалога между представителями Далай-ламы и китайским правительством о статусе Тибета Кроме того, вы можете оказать добровольное содействие или финансовую помощь «Международной кампании в поддержку Тибета» через сайт www.savetibet.org. Вы также можете оказать посильную помощь другим организациям, работающим с тибетским вопросом. У каждой из них свои взгляды, свои подходы и свои потребности в персонале, волонтерах и спонсорах. Мы советуем вам навести справки о различных организациях, работающих в этой сфере, прежде чем вы решите, какую именно вы будете активно поддерживать. Информацию о группах поддержки Тибета, действующих в вашем регионе, можно получить на сайте Международной сети поддержки Тибета www.tibetnetwork.org. Также просмотрите список сайтов, указанных в нашем путеводителе. Ниже приведен список клише и ссылок, которые помогут вам лучше понять нынешнюю ситуацию в Тибете. Если вы поедете в Тибет, вооружившись знаниями об используемом там лексиконе и историческими сведениями, а также готовностью подвергать сомнению то, что предстает перед вашими глазами, то вы, скорее всего, сумеете заглянуть за завесу китайской пропаганды и узнать правду о жизни тибетцев. Материал Международной кампании в поддержку Тибета International Campaign for Tibet www.savetibet.org Русскоязычная версия подготовлена фондом «Сохраним Тибет!» Перевод Натальи Иноземцевой www.savetibet.ru |