Сохраним Тибет > Вступление

Вступление


3 августа 2008. Разместил: savetibet
Тибет, некогда «запретное царство», таинственная Шангри-ла, сегодня открыт для туристов. Не так давно, чтобы попасть сюда, путешественникам надо было пробираться по коварным горным тропам, преодолевать запреты и ограничения, введенные китайскими властями с целью скрыть от глаз иностранцев разрушительные последствия своего правления в Тибете. Сегодня туристы могут прилететь в Тибет на самолете из Ченгду в Сычуане, Синьина в Цинхае или Катманду в Непале. А с 2006 на Тибетское нагорье можно приехать поездом Цинхай-Лхаса.

Настоящий обзор предназначен для туристов, интересующихся этическими вопросами посещения оккупированного Китаем Тибета, а также желающих получить достоверную информацию о ситуации в Тибете, свободную от пропаганды и мифов.

Кампания бойкотирования туристических поездок в Тибет, подобная той, что была развернута в отношении ЮАР в годы апартеида, не состоялась в основном благодаря позиции духовного и светского лидера Тибета Далай-ламы, который считает важным, чтобы туристы своими глазами увидели, что происходит со страной, ее людьми и культурой. Сегодня Китай планирует превратить туризм в основную экономическую отрасль Тибета в надежде, что поток туристов из самого Китая и из других стран послужит толчком к быстрому экономическому развитию региона.

Китайская народно-освободительная армия захватила Тибет в 1949-1950 годах, а в 1951 Китай установил в Тибете военный и административный контроль. С тех пор позиция Китая в отношении Тибета не меняется – Тибет был и останется частью Китая. При этом согласно международному праву, с 1911 по 1950 год Тибет был независимой страной, со своим флагом, -валютой, правительством и прочими атрибутами самостоятельного государства.

В 1959 году Далай-лама покинул Тибет и получил политическое убежище в Индии. Китайцы попытались заполнить образовавшуюся пустоту, насаждая культ личности Мао Цзэдуна. Сегодня, несмотря на всю жесткость политической позиции в отношении прошлого статуса Тибета, Китай все же признает, что во время «культурной революции» (1966-1976) были допущены некоторые «ошибки». В эти годы китайцы уничтожали тибетские монастыри, монахов и монахинь арестовывали и казнили, а тибетскую культуру клеймили как «отсталую» и «примитивную», нуждающуюся в модернизации.

Те немногие путешественники, которые отваживались посетить Тибет в 1980-е годы, в основном были осведомлены о положении в стране еще до начала своей поездки. Осведомлены настолько, насколько это вообще было возможно в свете попыток китайских властей заблокировать любую информацию о Тибете. Надо отметить, что практически все отчеты о поездках в Тибет за последние пятьдесят с лишним лет говорят о притеснениях тибетцев китайскими властями и о разрушении тибетской культуры.

Иностранцы, побывавшие в Тибете в конце 1980-х, привозили домой рассказы о жестоких разгонах мирных демонстраций монахов и монахинь в Лхасе, а иногда фото- и видеокадры - неопровержимые свидетельства глубокой неприязни тибетцев к китайским властям, а также неспособности китайцев отвечать на эту неприязнь иначе, чем силой оружия. Таким образом, иностранцы стали проводниками информации о политической борьбе тибетцев.

Сегодня ситуация изменилась коренным образом. В современной Лхасе, к примеру, иностранный турист, никогда не слышавший о политических реалиях, может и вовсе не заметить никакого притеснения коренных жителей. Он увидит тибетских паломников, совершающих простирания перед святынями, воскуривающих благовония и посещающих храмы. Глазам иностранца предстанут широкие бульвары, преуспевающая торговля и сверкающие офисные здания.

Туристы могут сделать вывод о том, что тибетский буддизм с его обрядовой стороной по-прежнему жив и даже процветает. Но от их внимания, скорее всего, ускользнет то, что буддийская культура, играющая важную роль для самобытности тибетского народа, переживает глубочайший кризис. За современными городскими фасадами можно и не заметить, что все больше тибетцев оказываются выброшенными на обочину общества, без средств к существованию, без доступа к здравоохранению и образованию. Китайская экономическая политика, которую внедряют сверху, не особо вдаваясь в различия между тибетскими и китайскими традициями и культурой, приводит к необратимым изменениям в жизни тибетского народа. Вот, как описывает эту проблему один из путешественников, недавно вернувшийся из Тибета: «Мы остановились в гостинице, построенной в тибетском стиле. Китайцы очень хорошо научились имитировать тибетскую архитектуру – они используют характерную форму крыши, украшенные орнаментом деревянные потолочные балки, выкрашенные черным по периметру окна. Это ввело в заблуждение многих [участников группы]».

Туристы, готовые присмотреться внимательнее, увидят на улицах Лхасы нищих, множество китайских солдат, а также отметят, что большинство торговцев китайцы, а не тибетцы. Безобидный радиопередатчик на самом деле используется для того, чтобы глушить программы, которые ведут на тибетском языке иностранные радиостанции, такие как «Голос Америки», «Голос Тибета» и «Радио Свободная Азия». Причудливые завитушки в тибетском стиле на фасаде не способны скрыть отсутствие подлинной тибетской архитектуры – лишь три процента «Тибетского квартала» не затронуты разрушением в процессе преобразования Лхасы в китайский город.

Странный вертикальный монумент, который можно увидеть на площади перед дворцом Потала, призван символизировать собой «мирное освобождение» Тибета. Его местоположение, как раз напротив бывшей резиденции Далай-ламы, неслучайно и имеет политическую подоплеку. Также неслучайно и то, что в высотном здании, возвышающемся над горизонтом сразу за храмом Джокханг в центре Лхасы, находится штаб-квартира управления государственной безопасности, чье недремлющее око наблюдает за жизнью каждого тибетца.

Наш альтернативный путеводитель поможет путешественнику лучше понять реалии современного Тибета и научит расшифровывать скрытые китайские послания.

Исчезновение характерного тибетского духа из Лхасы сопровождается неустанной официальной пропагандой, язык которой для многих тибетцев слишком живо напоминает лозунги времен культурной революции. Здесь следует отметить, что слово «пропаганда» имеющее в английском и многих других языках отчетливое негативное значение и ассоциирующееся в первую очередь со сталинскими репрессиями, в Китае широко используется в качестве синонима слова «маркетинг».

Китайские газеты, телевидение, радио, плакаты в монастырях и храмах постоянно напоминают тибетцам, что Тибет является и веками являлся неотъемлемой частью «родины». Тибетцам внушают, что Коммунистическая партия Китая, та самая, которая разрушала Тибет во время культурной революции и продолжает почитать вдохновителей этого разрушения, является спасителем и освободителем Тибета. В марте 2007 года секретарь компартии Тибетского автономного района Чжан Цинли даже заявил, что для тибетцев коммунистическая партия - это «истинный Будда».

Одна из крупнейших статуй Мао Цзэдуна во всей КНР находится в маленьком городке, неподалеку от аэропорта Лхасы. С высоты своего пьедестала семиметровый Великий Кормчий как бы говорит туристам: «Добро пожаловать в Китай». Тибетцам же эта статуя недвусмысленно указывает на то, что живут они на самом деле не в Тибете, а в Ките.

Статуя была построена на деньги из бюджета на «развитие западных территорий». План развития, принятый центральным руководством Китая в 2000 году, должен был повысить уровень жизни людей в бедных районах на западе КНР, включая Тибет. Статуя раскрывает истинный замысел, лежащий в основе стремления «развивать» тибетские территории. В Тибете, являющемся частью Китая, гораздо легче вести масштабную добычу полезных ископаемых и привлекать сюда стони тысяч китайских переселенцев.

Будучи иностранным туристом, вы также становитесь объектом пропаганды, хотя и более завуалированной, чем та, что обрушивается на тибетцев. В официальных публикациях и материалах для иностранных туристов Тибет всегда называют «китайским Тибетом» (само словосочетание отражает неуверенность официального Пекина в этом вопросе, ведь не называют же Шанхай «китайским Шанхаем). Особый упор делается на «единство наций», то есть китайцев и тибетцев, хотя, турист без труда заметит, что в Лхасе тибетцы являются гражданами второго сорта, и между тибетцами и китайцами практически нет общественного или экономического взаимодействия. Это поистине город, разделенный на две части.

Вы наверняка неоднократно услышите или прочитаете о «мирном освобождении Тибета» Китайской народной освободительной армией. На самом деле, тысячи тибетских солдат погибли, пытаясь остановить продвижение китайской армии через восточный Тибет к Лхасе в 1950 году. Китайские историки отмечают, что тибетские крестьяне рукоплескали китайским войскам. Очевидно они не в курсе, что в этой части Тибета люди хлопают в ладоши, чтобы отогнать злых духов.

Иностранцы, приезжающие в Тибет, должны помнить, что у них есть право подвергать сомнению, анализировать или не соглашаться с пропагандой, которую они слышат или видят. У обычных тибетцев такого права нет.

Встречаясь с политической пропагандой, помните также, что за эти годы тысячи и тысячи тибетцев прошли через тюрьмы и трудовые лагеря только за то, что осмелились поставить под сомнение или отвергнуть официальную пропаганду. Несчетное число тибетцев погибли в заключении, или оказывая сопротивление китайцам.

Тибетский народ питает глубокое чувство преданности и уважения к Далай-ламе. Однако любое проявление почитания Далай-ламы приравнивается китайскими властями к преступлению, особенно в Тибетском автономном районе (ТАР), границы которого в целом совпадают с границами центрального региона Тибета У-Цанг. В своем стремлении искоренить любые признаки почитания Далай-ламы китайские власти даже запретили публично выставлять его фотографии. Несмотря на это, вы сможете увидеть фотографию Далай-ламы, если хорошенько приглядитесь. Тибетцы находят способы осторожно выразить свои чувства.

Тибетцы живут в атмосфере страха. Сложные и всеобъемлющие меры безопасности призваны контролировать все стороны их повседневной жизни. Иногда, действуя из самых благих побуждений, туристы могут поставить тибетцев в опасное и уязвимое положение.

Этот путеводитель поможет вам не попасться на уловки самой масштабной и хорошо финансируемой пропагандистской машины, которую когда-либо видел мир – Коммунистической партии Китая. Мы снабдим вас необходимой информацией, с помощью которой вы сможете составить свое собственное мнение об увиденном в Тибете, поможем сделать так, чтобы ваше присутствие не нанесло ущерба тибетскому народу, а может быть наоборот, принесло ему пользу.


Материал Международной кампании в поддержку Тибета
International Campaign for Tibet
www.savetibet.org

Русскоязычная версия подготовлена фондом «Сохраним Тибет!»
Перевод Натальи Иноземцевой
www.savetibet.ru