Сохраним Тибет > "Мы будем преследовать жуликов"

"Мы будем преследовать жуликов"


5 августа 2008. Разместил: savetibet
Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге в интервью The Daily Telegraph

Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Жак Рогге предупредил атлетов, что они подпадут под цензуру, если станут использовать олимпийские мероприятия в Пекине как платформу для политических заявлений или протестов против Китая. В интервью The Daily Telegraph Рогге также раскритиковал активистов, борющихся за права человека и некоторое время назад пытавшихся сорвать эстафету олимпийского огня. 8 августа огонь должен прибыть в Пекин на церемонию открытия Олимпиады.

Всего за четыре дня до начала Игр Рогге и представители МОК, прибывшие в столицу КНР, оказались в центре еще более серьезных споров о том, подходит ли Китай на роль хозяина Олимпиады. Беспокойство связано с загрязнением окружающей среды и скандалом, вызванным тем, что китайские власти приняли закон о цензуре в интернете. Все это заставляет многих задаваться вопросом, сдержит ли КНР обещания, данные в 2001 году, когда республика выиграла право принимать Игры.

Рогге заявил, что атлеты смогут выражать свои взгляды в общественных местах и на пресс-конференциях. Но в то же время ясно дал понять, что правило 61 Хартии МОК, которое запрещает спортсменам использовать олимпийский пьедестал, места проведения соревнований или Олимпийскую деревню в целях пропаганды, будет в полной мере реализовано. «Если открывать олимпийскую арену для того, чтобы набирать очки и делать политические заявления, это будет означать смерть самого духа Игр», - заявил Рогге.

«Атлеты могут использовать абсолютно каждую возможность для выражения своих взглядов. Но мы просим их не делать этого в местах проведения олимпийских соревнований и особенно на пьедестале и в Олимпийской деревне. Если кто-то захочет взойти на пьедестал в футболке с надписями или знаками, относящимися к региональным проблемам и конфликтам, а также религиозным и расовым, то мы не позволим ему это сделать», - подчеркнул президент МОК. На вопрос о том, что будет, если спортсмен повесит на стену у себя комнате в Олимпийской деревне плакат с фразой «Свободный Тибет», Рогге ответил: «Это будет восприниматься как демонстрация политических воззрений или пропаганда, и это не подпадает под то, что мы называем свободой выражения своих взглядов. В таком случае мы поговорим с этим спортсменом и спросим, какими были его мотивы, и затем посмотрим, что он или она скажет».

На прошлой неделе МОК вынужден был вмешаться, чтобы убедить организаторов Игр в Пекине снять ограничения с нескольких веб-сайтов, в том числе с сайта китайской службы BBC. Однако многие электронные ресурсы, включая сайты, связанные с тибетским правительством или критикующие резню на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, по-прежнему заблокированы. Тележурналистам, как и раньше, запрещено постоянно снимать площадь, на которой против продемократически настроенных демонстрантов правительство применило танки.

Как недавно признался президент МОК, он не может сказать, что ему нравится в сфере прав человека в Китае. Однако, по словам Рогге, он все же настроен оптимистически и считает, что Китай выполнит свои обязательства, относящиеся к свободе СМИ. «Позвольте мне выражаться предельно ясно. Мы просили новый закон о СМИ. Мы одобрили новый закон о СМИ. Мы попросили китайские власти в полной мере его реализовать. Если нам сообщат, что некоторые пункты закона о СМИ не соблюдаются, мы заявим о своем протесте организаторам и китайскому правительству», - сказал Рогге.

Право принимать Игры Китай выиграл в 2001 году на сессии МОК в Москве, где Рогге был избран президентом комитета. Однако вопросы, связанные с правами человека, до сих пор остаются без ответа. Уровень требований к обеспечению безопасности стал еще выше после того, как мир обошли сообщения о неприятных эпизодах, сопровождавших в апреле движение олимпийского огня в Лондоне и Париже. Для многих на Западе вид одетых в голубую форму сотрудников китайских служб безопасности, бегущих вместе с факелоносцем в Лондоне, стал последней каплей и подтвердил худшие опасения насчет Олимпиады-2008.

Однако в интервью в своем офисе в лозаннской штаб-квартире МОК незадолго до отъезда в Китай Рогге раскритиковал насильственные методы, используемые некоторыми протестующими для выражения их взглядов. «Это не было протестом. Там были мирно настроенные протестанты, но были и люди, которые вели себя действительно агрессивно, - сказал он. - Мы не ожидали насилия, потому что насилие в известной степени противоречит посланию Далай-ламы, который несколько раз просил людей не мешать движению огня и не прибегать к насилию». Рогге надеется, что как только Игры начнутся, все забудут о смоге и скандалах, связанных с цензурой и гражданскими правами, и сосредоточатся на спорте.

Но смогут ли зрители поверить в то, что видят? При всем шуме, вызванном ситуацией с правами человека и свободой прессы, Рогге знает, что самой серьезной угрозой будущему олимпийского движения остается допинг. За несколько дней до церемонии открытия, которая состоится в пятницу, МОК должен справиться со сложной задачей: перераспределить медали, завоеванные употреблявшими допинг атлетами на Олимпиаде в Сиднее восемь лет назад. Вопрос о том, что делать с золотой медалью, выигранной в Сиднее Мэрион Джонс в забеге на 100 м среди женщин, - один из самых трудных для МОК. Дело в том, что следующая в этой очереди - Катерина Тану, исключенная из олимпийской сборной Греции в преддверии Игр в Афинах четыре года назад за отказ пройти допинг-контроль. По иронии судьбы МОК должен в то же время решить, допустить ли Тану к участию в Олимпиаде-2008 после того, как ее уже отобрали в греческую сборную.

Словом, царит жуткий хаос, однако Рогге готов с ним справиться. «Мы будем преследовать жуликов, - заявил он. - Мы не проявим по отношению к ним ни малейшей терпимости. Они должны знать, что мы будем дотошными и что мы настроены очень серьезно».

После объявления о закрытии Игр, которое Рогге сделает 24 августа, внимание всего мира переместится на Великобританию. В связи с этим президент МОК считает важным, чтобы Лондон учился на примере Пекина. После того как на церемонии закрытия Олимпиады-2008 мэр Лондона Борис Джонсон примет олимпийский флаг из рук своего пекинского коллеги (на передачу флага регламент выделяет восемь минут), давление на председателя оргкомитета Олимпиады-2012 лорда Себастьяна Коэ и его команду станет еще сильнее.

Прибывшая в Пекин лондонская группа из 130 наблюдателей понимает, что невозможно организовать такое же, как в Пекине, мероприятие, на которое ушло 20 млрд фунтов (около $40 млрд). Однако, по словам Рогге, подготовка Лондона не вызывает у него никаких волнений, несмотря на явную тревогу, вызванную тем, что бюджет очередной Олимпиады, равный 9,3 млрд фунтам (примерно $18,6 млрд), пошатнулся под ударом кредитного кризиса. «Я считаю, что подготовка идет хорошо. Думаю, что среди политиков есть единство и желание поддержать Игры. Я настроен очень оптимистично», - сказал президент МОК.

Дэвид Бонд
© The Daily Telegraph, UK, 2008

ГАЗЕТА