Сохраним Тибет > Две пекинские старушки в ответ на заявление о митинге получили по году трудового перевоспитания

Две пекинские старушки в ответ на заявление о митинге получили по году трудового перевоспитания


24 августа 2008. Разместил: savetibet
Две престарелые жительницы Пекина, обратившиеся к властям с заявкой на проведение протеста во время Олимпиады, получили приказ провести год в лагере трудового перевоспитания.

Через три дня после получения официального уведомления о том, что им придется провести год в системе трудового перевоспитания, старушки по-прежнему находятся дома, сообщил Associated Press Ли Сюэхуи (Li Xuehui), сын одной из них. Старушки, однако, находятся под строгим надзором назначенных пекинскими властями старших по хутону, замкнутому кварталу соседних домов. Ли отметил, что в уведомлении не указано, как именно его 79-летняя мать У Дянъюань (Wu Dianyuan), которая ходит с палочкой, и ее 77-летняя соседка Ван Сюйин (Wang Xiuying), почти глухая и слепая, должны проходить первоспитание. «Ван Сюйин почти слепая, инвалид. Какого рода трудовое перевоспитание она может она пройти? – сказал Ли в телефонном разговоре. – Но их могут забрать в любое время».

В течение шести лет старушки добивались компенсации после принудительного выселения из домов, где жили их родители и где родились они сами, располагавшихся в нескольких километрах от места их нынешнего жительства, в популярном среди туристов районе на восточной стороне парка Храма Небес. Именно эта популярность повлияла на решение властей выселить отсюда жителей. Через два года после сноса домов, говорит У Дянъюань, ее семье из семи человек была официально предложена компенсация, от которой они отказались, сочтя ее явно недостаточной. Предложенной им суммы, около 20 тысяч долларов США, едва хватило бы на приобретение 5 кв метров в шикарном кондоминиуме, который стоит нынче на месте их старых домов.

Теперь, обратившись за разрешением провести по этому поводу протест в одной из трех зон, специально предназначенных для этого в столице Олимпиады, они получили в ответ внесудебный приговор. «Правительство сказало нам, что у нас есть право протестовать, - сказала Ван телекомпании Al Jazeera. – Но они нарушили свое обещание».

Это была последняя попытка женщин, наряду с шестнадцатью предыдущих, донести до кого-нибудь в правительстве свои жалобы. В предыдущих случаях они пробовали привлечь внимание к своей проблеме с помощью транспарантов и даже петард, зажигая их у комплекса правительственных зданий Чжоннаньхай на площади Тяньаньмэнь. Хотя петарды не сработали, власти все равно заинтересовались этими несогласными. Два года тому назад у них отключили электричество, так что теперь жилье, как в былые годы, приходится освещать керосиновыми лампами.

Полученное в ответ на заявление о протесте уведомление властей гласит, уточняет Al Jazeera, что престарелые женщины «серьезно нарушили нормальный общественный порядок». Старушки, по их словам, не особенно страшатся пребывания в лагере трудового перевоспитания. «В нашем возрасте терять больше нечего, мы ничего не боимся, - говорит У. – Все это сводится к тому, что мы лишены прав человека. Хоть я и неграмотная, все же знаю, что у нас должны быть основополагающие права человека». Однако трудовой лагерь в Китае является наказанием достаточно суровым, особенно если учесть, что заключенные лишены даже права на обжалование соответствующих постановлений.

Как известно, у пекинских властей не нашлось сил выполнить свои обязательства, касающиеся протестов: ни одна из 77 заявок на публичное мероприятие в трех официальных зонах, поступивших к 18 августа, не была удовлетворена. Власти заявили, что в основном «вопросы были решены путем консультаций». Тем не менее случай У и Ван далеко не уникален, отмечает Al Jazeera. По словам их соседа, подобные истории в связи с принудительным переселением могут рассказать многие жители района. Большинству давали либо ничтожные суммы, либо вообще отказывали в компенсации; к их жалобам никто не прислушался. «Вначале мы обрадовались, услышав, что правительство разрешило протесты во время Игр, но теперь понимаем, что это обещание было фальшивкой. Я очень и очень рассержена», - говорит 79-летняя У Дянъюань.

Случившееся с У и Ван «демонстрирует, что в то время, как Китай доказал, что способен в совершенстве принимать международные мероприятия, стране все еще предстоит пройти долгий путь к тому, чтобы с уважением относиться к международным стандартам, действующим в отношении прав человека», - отмечает Никола Бекелин (Nicholas Bequelin) из правозащитной организации Human Rights Watch в Нью-Йорке. Созданная в 1957 году система трудового перевоспитания КНР напоминает так называемые лечебно-трудовые профилактории советских лет. Милиции здесь может обойтись без судебного процесса и отправить любого человека в лагерь на срок до четырех лет.

Валерий Никольский