Сохраним Тибет > Будда и животные

Будда и животные


22 сентября 2008. Разместил: Ing
Будда и животныеСиддхартха Гаутама (580 – 500 гг. до н.э.), Будда, любил и уважал животных, и они платили ему взаимностью. Об этом свидетельствуют многочисленные сутры. Для Пробужденного ничто не могло оправдать жестокого отношения к животным, страданий, причиненных им человеком. Ничто - ни привычка есть мясо, ни религиозные ритуалы.

В Агги Сутте («Огненной проповеди») говорится о том, как брахман, желавший совершить жертвоприношение и приготовивший для заклания 1500 быков и 1000 овец, пришел к Будде за советом. Будда же решительно осудил жертвоприношения животных и вредоносный «огонь» привязанности, гнева и неведения, ибо все они влекут за собой страдание для живых существ. Он также превознес чистый «огонь» – источник блаженства.

Вдохновленный словами Будды брахман сразу же отказался от кровавых жертвоприношений и отпустил на волю стадо жертвенных животных, сказав: «Я освобождаю всех животных, я не отниму у них жизнь. Пусть свободно едят траву, пьют свежую воду, наслаждаются нежным ветерком».

Буддист не причиняет вреда живым существам

В вопросе уважения к братьям нашим меньшим ничего не изменилось и по сей день. Хотя нет, изменилось - животные превратились для нас в бездушные вещи, их жертвоприношение более не является священным, но производится сейчас с индустриальным размахом. Будда, который порицал убийство животных, не важно – во имя религии или пищи, не одобрил бы грубое и безответственное отношение современного общества к природе, стремление обогатиться за ее счет. Он наверняка нашел бы отвратительным промышленное разведение скота на убой и мясные фабрики, в недрах которых ежегодно десятки миллиардов животных существуют в ужасных условиях, чтобы, в конечном счете, погибнуть страшной смертью. И он бы, несомненно, пришел в ужас от всех существующих у нас способов жестокого обращения с животными! Будда бы также признал ужасным то, что каждый день стремительно расселяющееся по планете человечество из-за неумеренного потребления природных ресурсов становится причиной безвозвратного исчезновения десятков видов животных.

Для истинного буддиста первым этапом на пути выхода из этого адского кармического потока является следование Благородному восьмеричному пути. Он начинается с сознательного наблюдения за собой: своими действиями и их мотивацией. По отношению к животным буддист в первую очередь должен осознать свое неведение, а затем начать более внимательно изучать реалии животного мира.

Хотя в наше время отпала необходимость доказывать удивительную сообразительность некоторых животных в их повседневной жизни (существуют научные труды на эту тему), тем не менее, есть немало людей, которые отказывают животным в чувствах. К счастью ученые не жалеют ни сил ни времени на борьбу с подобным предубеждением, которое Будда уже давно изобличил. Те, кто желает по-новому взглянуть на братьев наших меньших, могут обратиться, среди прочих, к следующим трудам:

- Jeffrey Moussaieff Masson et Susan McCarthy, “When elephants weep : the emotional lives of animal” (1995) ;

- Marie-Claude Bomsel, “Le Dépit du gorille amoureux, et autres effets de la passion dans le règne animal”, Lattès 1998

- Anne Collet, “Danse avec les baleines”, Plon 1998


Габриэль Биттар, доктор филогенетических наук в Женевском и Лозаннском университетах
www. Buddhaline.fr

Перевод Надежды Дегтяренко