Сохраним Тибет > Буддисты Бурятии сегодня могут поклониться нетленному телу Даша-Доржо Итигэлова

Буддисты Бурятии сегодня могут поклониться нетленному телу Даша-Доржо Итигэлова


3 октября 2008. Разместил: savetibet
По инициативе Буддийской Традиционной Сангхи России уходящая неделя посвящена поклонению великим Пандито Хамбо Ламам Бурятии.

29 сентября в селе Ацагат Заиграевского района прошли молебен и освещение субургана IХ Пандито Хамбо ламе Чойдору Мархаеву. 30 сентября, у села Поворот Селенгинского района в местечке Бараний Луг прошли праздничные мероприятия, посвященные четырем Пандито Хамбо Ламам, выходцам из этих мест. 1 октября подобные же мероприятия проводились в местности Шара Гол у села Челутай Кяхтинского района. Этот молебен и празднества были посвящены Дамба-Даржа Заяеву. 2 октября у села Оронгой Иволгинского района прошли ритуальные мероприятия на малой родине Даша-Доржо Итигэлова, рядом с Итигэл-дуганом.

Сегодня, 3 октября, на территории Иволгинского дацана будет освящен вновь возведенный величественный Дворец Итигэлова. В этот день верующие и гости Иволгинского дацана могут поклониться нетленному телу Даша-Доржо Итигэлова.

Даша-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии. Рано лишившись родителей, он пять лет пас овец, мечтая поехать учиться в Тибет. В 15 лет будущий лама добрался до Анинского дацана, известного сильной философской школой, и 20 лет постигал в нем учение Будды. Став ламой, а затем и настоятелем Янгажинского дацана, он прославился как основатель многих буддийских храмов, выдающийся просветитель и лекарь. О нем сложено много легенд.

В 1911 году Итигэлов был избран из 11 претендентов XII-м Пандито хамбо ламой. Во время Первой мировой войны Итигэлов организовал сбор средств, одежды, продуктов и медикаментов для фронта, собирал фронтовикам подарки к Пасхе, оборудовал прифронтовые лазареты и вместе с другими ламами-медиками лечил раненых. В 1917 году Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито хамбо ламы и последние десять лет жизни провел в Янгажинском дацане.

В 1927 году он при учениках начал читать заупокойную молитву о себе. Перед смертью Итигэлов сказал ученикам, чтобы они пришли посмотреть на его тело через 30 лет, и пообещал вернуться через 75 лет. Считается, что Итигэлов в состоянии медитации ушел в нирвану.

Эксгумации тела ламы, по данным внучатой племянницы XII-го Пандито хамбо ламы, проводили в 1955 и 1973 годах, причем в обоих случаях эксперты убеждались в его нетленности.

Последнее вскрытие саркофага, как и завещал Итигэлов, состоялось через 75 лет после его смерти — 11 сентября 2002 года. Тело, пролежавшее в земле многие десятки лет, оказалось таким же, как в момент смерти. Никаких признаков разложения не было обнаружено. С тех пор нетленное тело в позе лотоса хранится в одном из помещений Иволгинского дацана в Бурятии.

Ученые до сих пор бьются над разгадкой "феномена Итигэлова". Сразу же после извлечения Итигэлова из могилы, кроме субмедэкспертов, к исследованию феномена Итигэлова были привлечены ученые РАН. Они выяснили, что его тело — не мумия. Ни о каком бальзамировании не могло идти и речи, поскольку на теле Итигэлова не было обнаружено никаких разрезов и проколов.

Не годилось для определения невероятного состояния, в котором пребывало тело ламы, и слово "мощи" — после анализа, проведенного специалистами РАН, оказалось, что состояние его кожи соответствует прижизненным характеристикам. Случайно повредив кожу Итигэлова, эксперты обнаружили, что из ранки течет кровь. Она была значительно гуще, чем у живого человека, но у трупа, как известно, кровь сворачивается, и вытекание из ран крови вообще невозможно.

Ученые без каких-либо колебаний признали, что Итигэлов находится в состоянии, близком к тому, что в фантастических романах называется "анабиозом", а в медицине — "гибернацией" или попросту спячкой. Только это спячка особая — невероятно длительная. Ни одно живое существо не могло бы находиться в состоянии гибернации несколько десятков лет. Наличие в жилах Хамбо Ламы не свернувшейся крови позволяет предположить, что он дышит, только в особом режиме — вероятно, очень тихо и/или очень редко. Труднее всего с точки зрения современной медицины понять, как он обходится без пищи, и, что самое главное, без воды. Однако факт остается фактом — состояние "ни жив ни мертв" продолжается. Сколько оно продлится, науке пока неизвестно. Ученые, как и буддисты, сомневаются, что им в обозримом будущем удастся раскрыть эту тайну.


REGIONS.RU
с использованием материалов изданий ИРА "Восток-Телеинформ", "Правда.Ру", РИА "Новости"