Сохраним Тибет > Индийский слон в бурятской степи

Индийский слон в бурятской степи


20 октября 2008. Разместил: savetibet
Неизвестные страницы истории Цолгинского дацана

Сейчас детские воспоминания старейших жителей Цолги, многим из которых уже за восемьдесят, открывают перед нами великие и печальные страницы недавней истории.

В истории появления Цолгинского дацана причудливо переплелись не только разные народы, но и страны. Основой Цолгинскому дацану послужил деревянный храм в местности Зандин, где служили тибетские монахи. Это не нравилось российской царской власти, заинтересованной в сокращении потока бурятских паломников в зарубежные религиозные центры и связях с ними.

Востоковед, изобретатель и друг Пушкина

Во времена императора Николая первого «специально послан в Восточную Сибирь с целью составления положения о буддистах действительный статский советник и кавалер разных орденов барон Шиллинг фон-Канштадт». Вместе с ним бурятские дацаны мог бы посетить его друг Александр Пушкин. Известно, что великий русский поэт даже просил царя включить его в состав делегации Шиллинга, но в последний момент получил отказ. В науке Шиллинг больше известен как изобретатель электромагнитного телеграфа, он также изобрел и внедрил электрический способ подрыва минных зарядов, ввел в России литографию. Именно его усовершенствования, внесенные в технику литографии, дали возможность печатать китайские, монгольские, тибетские тексты.

—К нему обратились с просьбой дать разрешение на постройку нового дацана предводители харганатского рода. Так, благодаря ученому Шиллингу, после Тугногалтайского появился Цолгинский дацан — говорит профессор Владимир Будаевич Цыбикдоржиев.

Вместо подъемного крана — слон

Для строительства и устройства храма необходимо соблюсти множество правил. Всем им соответствовал Цолгинский дацан: «на востоке — широко простирающее открытое пространство, на юге — загруженное валунами, на западе — выпуклая поверхность, а на севере — горы наподобие задрапированной занавеси… Вдоль реки в южном направлении должны быть заросли, … необходимо, чтобы вода не образовывала водоворотов».

Как и для всех буддийских храмов для Цолгинского дацана выбрали изолированное место за рекой Сулхара, которое служило знаком полной отрешенности монастыря от мира и всего мирского

— Мой дедушка лама вспоминал, как на постройку Цолгинского дацана привезли индийского слона, он работал живым подъемным краном — рассказывает ветеран труда Дондокова Мария Балданцыреновна — по открытии дацана начался большой праздник с молебном. Слон, оставленный за изгородью, словно обиделся, что его не пригласили на торжества и возмущенно громко затрубил.

«Обиду» слона легко понять, увидев из каких огромных камней сложены высокие стены Цолгинского дацана. Даже полуразрушенные останки храма впечатляют крепостью кладки. Это один из первых каменных дацанов Бурятии. До этого большая часть дацанов строилась из дерева русскими плотниками или бурятами, перенявшими у них секреты деревянного зодчества. Недаром ученые отмечали, что первые бурятские деревянные дацаны больше походили на православные часовни.

Китайский импорт

— Камни для дацана собирали по всей Бурятии, несколько дней вымачивали в воде. А строить пригласили китайских мастеров из самого Пекина — вспоминает рассказы своего отца-ламы Тугдум Дашиевич Ендонов — рвали особую траву в местности Улзытэ, варили с молоком, яйца добавляли. Полученным раствором вместо цемента заливали камни так, что они образовывали идеально гладкие стены.

Из Китая же привезли не только строителей, но и множество прекрасных высоких статуй будд. Гунгарбу ( божницу) для них изготавливали сами ламы. Великими дарханами не зря называл народ Соембо-ламу и Гончик-ламу. В XIX веке дацаны стали специализироваться как ремесленные центры. Если Оронгой славился художественной обработкой дерева и строительным мастерством, Эгитуйский дацан резьбой типографских матриц на тибетском и монгольском языках, то Цолгинский считался центром литья из цветных металлов.

Первый учебник на бурятском языке

Цолгинский дацан имел собственную типографию. Это была редкость по тем временам, поскольку требовалось разрешение губернских властей. Здесь печатались обиходные обрядники и молитвенники, для простых верующих выпускали сборники назидательных рассказов, басен, сказок, афоризмов, поэм, житийных историй, грамматики монгольского языка, тибетско-монгольские словари. При этом, единственным способом овладения старомонгольской письменностью было домашнее обучение и самообразование. Церковно-приходские школы работали лишь в Верхнеудинске и в Троицкосавске, ныне Кяхте. Не все буряты могли отправить детей в эти школы. Понимая это, ширетуй Цолгинского дацана Ринчин Номтоев открыл одну из первых приходских просветительских школ.

— При ее открытии не было никаких учебников. Ринчин Номтоев, чтобы как-то восполнить этот пробел, решил составить монголо-бурятский учебник. Им был написан «Самоучитель или российская азбука с переводом на монгольский язык для учеников монгол — бурятских» — так длинно называлась эта азбука — рассказывает учитель бурятского языка Цолгинской средней школы Татьяна Санжиевна Бимбаева.

Учебник цолгинского ширетуя уже в начале 1864 года, был напечатан в типографии Казанского университета в количестве 400 экземпляров. Эта была самая первая учебная книга на бурятском языке.

Шаржи на Хоца Намсараева

В воспоминаниях о ламах и хувараках Цолгинского дацана Дашимы Галдановны Ринчиновой и Тугдума Дашиевича неожиданно прозвучали известные имена — Хоца Намсараев, Цыренжап Сампилов, Чойжи-Нима Генинов. Оказывается, будущие знаменитости — классик советской бурятской литературы Хоца Намсараев и основоположник бурятской светской живописи художник Цыренжап Сампилов вместе с актером Чойжи-Нимой Гениновым первое образование получили в дацане.

— Вместе с ними мой отец учился на эмчи-ламу в Цугольском дацане. Он вспоминал Намсараева как большого острослова. А будущий художник Цыренжап Сампилов постоянно рисовал на него шаржи, однажды попросил моего отца передать Намсараеву письмо. Вместо письма отказались смешные рисунки барана ( имя Хоца переводится как баран) — улыбается Тугдум Дашиевич.

Потом пути классика бурятской литературы с буддизмом разошлись. Среди малоизвестных фактов биографии Хоца Намсараева — вступление в 1925 г. в большевики и выпуск в 1930 году 7 «антирелигиозных» книжек. В октябре 1930 г. Хоца Намсараев был начальником Усть-Тугнуйского отряда по подавлению кулацкого мятежа в Мухоршибири.

Памятник вандализма

В буддизме среди 5 неискупаемых грехов, разрушение ступ и дацанов приравнивается к убийству родителей, архата и Будды. В Цолгинском дацане вместе с ламами расстреливали стены храмов, которые безбожники не могли взорвать. Уже в годы застоя во время военных учений танком был разрушен сохранившийся угол двух стен храма. В пещерах, находящейся неподалеку от дацана меркитской крепости школьники и по сей день находят спрятанные ламами ценности: танки, статуэтки и книги.

— Лам арестовывали по ночам. На территории дацана разместили заготконтору — вспоминает Бимба Сангадиевна Дашимолонова — стены, которые не могли сломать, взрывали, стреляли из пушек и пулеметов.

Следы тех безбожных лет оставили на остатках стен надписи типа «Здесь был Вася». Многие из них датируются 1941, 1958 годами.

Цолга—Улан-Удэ

Камни для строительства Цолгинского дацана собирали со всей Бурятии. Строительный раствор изготавливали из яиц, молока и особой травы, собранной в местности Улзытэ/ Фото конца ХIХ века из архива Б.Д. Цыренова.

Олег Михайлов

Информ-Полис