Сохраним Тибет > Геше-лхарамба Тензин Чомпель: «В Калмыкии и Бурятии люди искренне и глубоко верят в Будду»

Геше-лхарамба Тензин Чомпель: «В Калмыкии и Бурятии люди искренне и глубоко верят в Будду»


24 октября 2008. Разместил: savetibet
На прошлой неделе Калмыкию с пастырским визитом посетил доктор буддийской философии, геше-лхарамба, Тензин Чомпель, один из лучших преподавателей известного тибетского монастыря в Индии Дрепунг Гоманг на юге Индии. На протяжении пятнадцати лет он является непосредственным куратором студентов из Калмыкии, Бурятии, Тувы, Монголии. В Россию духовный учитель прибыл впервые, по приглашению своих учеников из Бурятии, в том числе преподавателя буддийской философии Иволгинского дацана Ратны, который сопровождал его и в его поездке в Калмыкию.

По признанию Ратны, молодые бурятские монахи, много лет обучавшиеся у Тензина Чомпеля в монастыре Дрепунг Гоманг, увидев, что здоровье учителя пошатнулась от беспрерывных ученых занятий и преподавания философии, на собственные средства пригласили его полюбоваться красотами Бурятии и отдахнуть. По признанию Ратны, сегодня он очень доволен тем, как чувствует себя учитель.

В Калмыкии, где Тензин Чомпель прочитал лекции по буддийской философии в главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и посетил ряд районов, от также встретился с представителями средств массовой информации, ответив на многочисленные вопросы калмыцких журналистов.


- Уважаемый Тензин Чомпель, как начался ваш путь постижения буддийской философии?

Я родился 10 октября 1964 года в Тибете, в провинции Кхам. Уже в школьные годы, когда мне было 15 лет, я начал постигать азы буддизма дома. В то время это учение было под запретом, но, занимаясь самостоятельно, примерно за пять лет я выучил наизусть большинство основных буддийских текстов. Я также освоил материал по логике, который объясняется в монастыре Дрепунг Гоманг на четырех начальных курсах.

В 19 лет мне довелось поехать в Лхасу, где я, под руководством одного из геше, повторно прошел все начальные курсы. Но я не мог тогда получить официального подтверждения их прохождения, так как мне приходилось заниматься тайно. В 1985 году, не найдя в Тибете возможности для полноценного изучения философии, мы с друзьями и учителем приняли решение уйти в Индию, в Гоманг, где я сразу же поступил на третий курс.

- Вы впервые приехали в Россию. Что Вам здесь понравилось?

Я впервые за границей и вижу, что в Калмыкии и Бурятии люди с большим почтением относятся к учению Будды. Вера простых людей в Будду искренняя и глубокая. Очень успешно идет строительство ступ и храмов, которые возводятся повсеместно. Это очень хороший знак.

Однако вам предстоит еще многое сделать, чтобы преподавание буддийской философии в ваших республиках вышло на должный уровень. Пока же здесь очень мало монахов, и мало учения.

- В монастырь Дрепунг Гоманг приезжают учиться монахи не только из Калмыкии, Тувы, Бурятии и Монголии. Являясь их преподавателем, чему вы хотите их научить?

На протяжении многих лет учение Будды в традиционных буддийских регионах России подвергалось жестоким гонениям. Сегодня буддийским монахам из России должны ставить перед собой цель его возродить. Обучаясь в тибетских монастырях, они должны по-настоящему постичь суть буддийской философии, чтобы затем, приехав на родину, работать со своим народом, передавая ему свои знания и наставляя трудиться во благо всех живых существ.

Отношение к иностранцам в тибетском монастыре Дрепунг Гоманг – особенное. К ним приставлены надежные и опытные преподаватели, которые старательно следят за тем, чтобы монахи из других стран как можно больше времени отдавали учебе.

Традиционно связь тибетцев с монгольскими народами, в том числе проживающими в России, очень сильна, и Его Святейшество Далай-лама часто напоминает нам о том, что возлагает на молодых монахов из Монголии и России большие надежды.

- Как вы справляетесь со всеми студентами? Они ведь такие разные…

Действительно, у нас учится очень разные ребята. Но они никогда не остаются без присмотра: юного монаха опекает учитель, с которым он живет в одной комнате, а также учитель, который присматривает за общежитием в целом. Свой наставник есть и у каждого землячества, и, конечно же, за учениками следят ламы, которые ведут их учебные занятия. В монастыре практически не найти такого места, где бы ты находился вне поля зрения учителей и старших монахов.

Помимо преподавания классических буддийских трактатов, учителя также дают наставления и о правильном поведении. Таким образом, академическое образование и нравственное воспитание в монастыре развиваются параллельно.

- Монахов наказывают за провинности?

В воспитательных целях иногда могут быть применены даже телесные наказания. Но это в основном удел учителя, который живет в одной комнате с юным монахом. Он отвечает за его поведение, и если ученик оступается, то и учитель тоже считается виновным и несет наказание.

К иностранцам, правда, физическое воздействие, как правило, не применяется. В древности в Тибете жестоко наказывали за провинности. Сейчас же учителя больше ориентируются на взгляды Его Святейшества Далай-ламы, который советует не следовать устаревшим традициям, а учиться жить в соответствии с идеалами демократического общества. Чтобы ученик усвоил знания, нужно в мягкой форме доводить до его сознания те или иные идеи: так говорит Далай-лама.

- Сколько монахов ежегодно сдает экзамен на звание геше (доктора буддийской философии)?

Если рассматривать списки всех монахов, которые официально числятся в монастыре Дрепунг Гоманг, то их число составит приблизительно четыре тысячи человек. К этому монастырю, кстати, приписан и Его Святейшество Далай-лама. Тех же, кто непосредственно живет и учится в Гоманге, около двух тысяч. В год около ста из них подают заявление на защиту звания геше, но не все допускаются к защите по ряду причин. Решение о допуске принимается комиссией и настоятелем факультета.

Число защитившихся иногда доходит до тридцати трех человек в год. Бывает, что их не так много, но в любом случае не меньше, чем двадцать три-двадцать четыре человека. После благополучной сдачи экзамена некоторые геше остаются работать в администрации монастыря.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые монахи, возвращаясь на родину, снимают обеты, но продолжают работать в храмах и монастырях?

Я наблюдал это в Бурятии, и отчасти в Калмыкии. Вернувшись из монастыря на родину, монахи оставляют обеты и обзаводятся семьями. Корень проблемы здесь заключается в том, что местное население не видит различий между человеком, который держит обеты, и семьянином, который носит монашеские одежды. Но невозможно быть одновременно и монахом, и мирянином. Было бы хорошо, если бы выпускники монастырских университетов придерживались чистой монашеской линии, хранили обеты, а сами жили при монастыре.

Ратна, переводчик геше: После революций, потрясших XX столетие, когда монахи истреблялись, а монастыри оставались пустыми, монахи могли временно сложить с себя обеты, а потом взять их вновь. Я также знаю, что в начале прошлого столетия мирянам позволяли надевать монашеские одежды и таким образом поддерживать буддийские традиции. В то время не было другого выхода: людям моложе 20 лет запрещалось изучать буддизм, а люди, которым было 30-40 лет, уже имели семьи.

Но только исключительные случаи – война или гонения на буддийское учение – могут оправдать подобное поведение. В современном мире, где есть свобода вероисповедания, ни в коем случае нельзя делать таких исключений.

- В течение 70 лет у калмыков не было возможности заниматься духовной практикой. Какие советы вы бы дали начинающим буддистам?

Самый верный совет – опираться на хорошего учителя в изучении основ буддизма. Если же такой возможности нет, то вам поможет «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» (Ламрим) Чже Цонкапы, которое издано и на русском языке.

Идеальный вариант, когда учитель каждый день преподает буддийскую философию, а ученики затем закрепляют полученные знания в диспуте. Так постигаются самые глубокие философские понятия. В настоящее время в Дхарамсале и Варанаси есть институты, где и монахи, и миряне совместно изучают философские дисциплины, в том числе и посредством диспутов.

- Какую пользу может принести буддизм современному миру?

Буддийская логика помогает нам постигать природу любого явления, призывает нас анализировать рассматриваемый объект со всех точек зрения.

Безусловно, полезно просто соблюдать буддийские каноны, но самое главное для буддийского практика – стараться постичь истинную суть явлений, отбросив всевозможные иллюзии. Одно из основных буддийских понятий - взаимозависимость, или опорносвязанность. Эта концепция может быть применена в отношении любой вещи, любой ситуации. Она позволяет добиться непредвзятой, ясной картиной мира. А если у вас целостная картина происходящего, то ваше продвижение по духовному пути будет более успешным.

- Скажите, нужна ли религия современному миру?

Религия по-прежнему занимает очень важное место в мире. Без нее у человека не останется ни высокой цели, ни надежды.

- Все буддисты стремятся к Просветлению. Но что это значит?

Достичь Просветления – значит обрести все благое и очиститься от негативного. Само слово «Будда» означает очищение от любых негативных эмоций и омрачений.

И сколь бы обширной ни была Вселенная, достигший Пробуждения может одним взглядом охватить все это беспредельное пространство.

Валентина Головкина
www.buddhisminkalmykia.ru