Сохраним Тибет > Ваятельница Будд

Ваятельница Будд


15 ноября 2008. Разместил: savetibet
Для строительства буддийских сооружений всегда требуются кадры весьма специфической направленности, обладающие знанием буддийских канонов в живописи, резьбе по дереву, скульптуре. В Республике Калмыкии, где буддизм после долгого перерыва возродился всего 10-15 лет назад, таких специалистов не хватает. А местному училищу искусств еще только предстоит включить в свою образовательную программу «буддийские» дисциплины.

В деле возрождения буддийского учения в республике неоценим вклад тибетских умельцев. Калмыцким строителям в сооружении хурулов и ступ помогают тибетские мастера, специально обученные в монастырях Индии. Их приглашает для работы Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Удивительно и любопытно было познакомиться с калмыцкой девушкой Натальей Илаковой, которая занимается реставрацией статуи Будды Шакьямуни в библиотеке Центрального калмыцкого храма. Когда я спросила ее, где она приобрела такие навыки, Наталья ответила, что училась в филиале Ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова. Ее учителем по скульптуре был заслуженный художник России Владимир Васькин, который на одном из занятий показал студентам, как лепить голову Будды. Сейчас Наталья работает художником-реставратором в Национальном музее имени Н.Н. Пальмова, а в свободное от работы время посвящает себя ваянию Будд.

В целях пополнения своих знаний о буддийской скульптуре за необходимыми консультациями Наталья обращалась к ламам Центрального хурула. Они поведали ей, что каноны, подходящие для человека, совершенно неприменимы по отношению к буддийским божествам. «Греческие статуи с буддийскими объединяет только то, что и те, и другие нужно стараться делать красивее и совершеннее. Ну а в остальном все по-другому», – рассказывает Илакова.

Ламы рассказали девушке-скульптору, что Будды состоят не из костей и мяса, а сотканы из света. У Будды руки длиннее человеческих, особенной формы уши и волосы на голове. Вообще у просветленного божества выделяется тридцать два отличительных внешних признака. Но Наталью эти сложности не останавливают. Не остановили и предостережения о том, что если она неправильно слепит статую буддийского божества, то получит негативную карму и в будущей жизни будет несчастной и некрасивой. Монахи же объяснили, что это мнение в корне неверно: если скульптор, делая Будду, руководствуется желанием принести пользу людям и ответственно подходит к делу, то его труд принесет только хорошие плоды.

«При работе над культовой статуей я не раз погружалась в состояние особой сосредоточенности и остроты ума, – признается она. – И даже если долгое время нахожусь в полусогнутом положении, все равно не чувствую усталости. Иногда я замечаю, как созданный мною Будда дышит, как будто живой…..».

Молодая девушка-скульптор делала большую статую Будды Шакьямуни для «Тантрического монастыря владыки Цонкапы», построенного в нынешнем году в Городовиковске, лепила украшения на ступу в поселке Комсомольский Черноземельского района. Помогала она бескорыстно. «Нехорошо брать деньги за священные вещи, – говорит она. – Дома я тоже леплю статуи на заказ, но никогда не назначаю цену».

Сейчас Наталья мечтает слепить статую Зеленой Тары. Ее привлекает изящная фигура и необычная поза женского божества активности.

Заметно, что Наталье Илаковой доставляет удовольствие заниматься буддийской скульптурой. К тому же считается, что статуя или изображение Будды – это сам Будда, и этот факт придает особое значение общению скульптора с объектом творения. И хотя внешне это работа с гипсом и растворами, мне кажется, что это не просто лепка, а не что иное, как медитация, усовершенствование своего сознания нетрадиционным способом.

Я наблюдаю за работой Натальи, как она старательно шлифует Будду в библиотеке хурула, как вглядывается в его глаза, в каждую деталь его лица, и складывается впечатление, что Он доверяет себя этой необычной девушке.

Валентина Головкина
Правительственная газета