Сохраним Тибет > Кто такой Будда?
Кто такой Будда?20 декабря 2008. Разместил: Ing |
Говоря о буддизме, мы, прежде всего, должны коснуться его основателя – Будды. Кто такой Будда? Кем он, собственно, был? Он не был богом или воплощением бога. Его приход не был предсказан или предопределен каким бы то ни было богом. Он родился в человеческом облике, у него, как и у нас, были родители. Он был воспитан как подобает юноше его круга, жил во дворце, был женат. Вне всякого сомнения, он был человеком. Он не был ни сверхчеловеком, ни сверхъестественным существом. Но он осознал страдание этого мира и стал искать способ освободиться от этого страдания.
Поиски лекарства от страдания не могли бы увенчаться успехом, останься Будда вести обыденную жизнь в круге семьи. Во времена Будды люди, уставшие от такой жизни, в один прекрасный день покидали ее и становились аскетами. Итак, наш принц оставляет все мирские удовольствия и становится аскетом. Он переходит от учителя к учителю, получая поучения, чтобы найти способ освобождения от страданий. Он следовал учениям, применял их на практике, но не был доволен результатами. В конце концов, многое испытав, он сам нашел путь, последовал ему и достиг Пробуждения, освобождающего от страданий. Он увидел корень страданий. Благодаря своему опыту, он нашел способ освобождения от страданий. Он открыл путь, ведущий к освобождению от страданий. С того самого момента, как он достиг полного Пробуждения, полного осознавания, он стал Буддой. Будда – это существо, познавшее истину (прежде всего, осознав страдание). После достижения Пробуждения, он путешествовал по Индии, обучая открытому им пути. Он поведал миру о своем опыте, который мы называем буддизмом. Рассмотрим, что же такого особенного есть в Учении Будды. Есть пример, хорошо иллюстрирующий эти особенности: однажды Будда пришел в деревню, жители которой обратились к нему с такими словами: «Господин, время от времени разные учителя приходят в нашу деревню и дают нам различные учения. Сегодня один из них учит нас одному, а завтра другой – совсем другому, порой и вовсе противоположному. Эти различные учителя приходят к нам день за днем, учат противоречащим друг другу учениям, сея в нас лишь сомнения и смущение. Мы не можем отличить истину ото лжи. Мы в растерянности. Не мог бы ты направить нас по верному пути, избавить от ложных воззрений». Будда ответил: «Естественно, что у вас возникли сомнения после противоречащих друг другу учений; такие ситуации порождают смущение. Однако я скажу вам следующее: не верьте безоговорочно чему-то, что просто было передано вам по традиции, а также тому, что можно найти в текстах. Иногда в книгах можно найти истинные и ложные мысли, как распознать их? Не верьте слепо тому, что говорит ваш духовный учитель, ваш гуру, потому что даже он время от времени может ошибаться. Не верьте также и тому, что знаете с чужих слов. И даже тому, чему сейчас учу – не верьте слепо. Хотя вы и услышали это, проверьте сами, на своем собственном опыте. Когда вы сами убедитесь, что это приносит пользу, тогда поймете, что это хорошо для вас». Так учит Будда. В других обстоятельствах Будда дал монахам и ученикам такие советы: «Поступайте подобно ювелирам, которые определяют подлинность и качество золота с помощью молоточка, разрезая его, подвергая его плавлению. Также и вы не принимайте мое учение лишь потому, что уважаете и любите меня. Этого недостаточно. Необходимо, чтобы вы применили его на практике, проверили его. Если вы почувствуете, что оно приносит счастье и здоровье вашему сердцу и уму, то только тогда принимайте и следуйте ему всецело. И практикуя, мало-помалу вы поймете, действительно ли оно полезно или нет. Если оно не привлекает вас, оставьте его. Безо всяких возражений». Будда не хотел никого обратить в свое учение, только рассказывал о собственном опыте, так что любой, кто пожелал бы следовать его учению, делал это на основе свободного выбора. Точно также он не искал себе восхищенных последователей. Однако люди, которые следовали за ним, любили и уважали его. Они почитали его, и именно это называется «культом Будды». Но в действительности речь не идет о культе. Мы, являясь буддистами, только с почтением относимся к великому учителю «Будде». Иначе говоря, мы выражаем ему свою благодарность, хотя он и не требует этого. Согласно его учению, каждый человек достоин почитания. Он говорил людям: «Вы можете практиковать добродетели; можете вести высокоморальную жизнь; можете взрастить в себе нравственность; вы можете попытаться очистить ваше сознание и ваше тело от всех страстей и всех помрачений желания.… Но постарайтесь беспристрастно проанализировать самого себя, природу вашей жизни, использовать ваше здравомыслие. Проделав такой анализ, развивайте свои аналитические способности и пытайтесь понять, кем вы являетесь на самом деле. Если вы будете делать это тщательно и настойчиво, то через какое-то время осознаете свою истинную природу. Поскольку вы не осознаете того, кем вы на самом деле являетесь, то незнание собственной природы может стать причиной множества трудностей в вашей душе. Наше индивидуальное человеческое существование – это то, что наиболее близко каждому человеческому существу. Однако более важным является понимание того, что это действительно наша собственная жизнь, наш собственный опыт. Преподобный Балангода Ананда Мэйтрейя Маханаяк Тэра Перевод с французского Надежды Дегтяренко |