Сохраним Тибет > Самдонг Ринпоче: И после 50 лет изгнания тибетцы надеются на возвращение домой

Самдонг Ринпоче: И после 50 лет изгнания тибетцы надеются на возвращение домой


6 января 2009. Разместил: savetibet
10 марта наступит 50-я годовщина народного восстания в Тибете, когда после пятилетних волнений в Лхасе вспыхнуло массовое сопротивление тибетцев против китайского режима.

1 марта 1959 года Далай-лама был приглашен посетить «театральное представление», но с условием не брать с собой охрану. 10 марта около 300 тысяч тибетцев окружили дворец Далай-ламы, чтобы не позволить ему уйти или оказаться под арестом. 17 марта, когда у дворца Потала начали взрываться артиллерийские снаряды, Далай-лама ушел в изгнание.

В связи с предстоящей годовщиной премьер-министр правительства Тибета в изгнании Самдонг Ринпоче ответил на вопросы AsiaNews о настоящем и будущем своего народа.

AsiaNews: Как вы намереваетесь отметить 50-ю годовщину восстания?


- Это не будет счастливой датой, никто не будет ее праздновать. В истории тибетского народа и его борьбы это будет означать 50 лет невзгод и горестей. Но это будет и важный момент для того, чтобы начать планирование будущего решения тибетской проблемы, ведь мы пока не знаем, будем ли еще 50 лет жить в изгнании или нет. Если так случится, нам следует искать методы сохранения нашей богатого наследия, культурной идентичности, и религии, чтобы тибетцы могли существовать и мыслить, как тибетцы.

AsiaNews: Что в прошедшие пятьдесят лет было самым сильным источником внутренней тоски?

– Из всей той боли и тоски, что нам пришлось перенести, самым худшим была неспособность убедить китайскую компартию изменить свою политику. Наши братья и сестры, живущие внутри Тибета, видели систематическое разрушение культуры, религии и идентичности Тибета, что причинило невыразимый ущерб тибетцам как целому. Те, кто остался там, живут в условиях постоянного запугивания и подозрительности; их достоинство как людей и как верующих серьезно ущемляется.

Во-вторых, мы недостаточно опытны в сфере образования. Нам не хватает опыта для развития национальной политики по этому вопросу. Мы знали об огромных трудностях, присущих этой сфере, и до сих пор сообщество в изгнании ею не занималось. Никакая из представших нам задач не является более сложной, более жизненно важной и более существенной для нашей борьбы за выживание как нации в условиях изгнания.

Мы безусловно обязаны составить планы и провести реформы, чтобы достичь наших целей в сфере образования и сформулировать нашу собственную тибетскую образовательную политику в изгнании. Нам необходимо сформулировать нашу собственную образовательную политику в тибетском контексте, которая совмещала бы видение будущего роста и развития сообщества и той роли, которую образование должно играть в национальном развитии.

Образование должно готовить юных тибетцев к реальностям нынешней жизни в изгнании. Важнейшая задача образования – сохранить, несмотря на отрыв от нашей родины, нашу национальную и культурную идентичность.

AsiaNews: Не так давно Далай-лама нередко описывал отношение Индии как излишне осторожное…?

- Я не рассматриваю эти замечания Его Святейшества Далай-ламы как негативные или как критику. Мы не смогли бы выдержать прошедшие 50 лет без поддержки Индии – и мы за это благодарны. И мы продемонстрируем нашу признательность 31 марта, когда будем проводить "Thank India Day". Далай-лама имел в виду специфические дипломатические действия, предпринимавшиеся индийскими властями, чтобы избежать трений с Китайской народной республикой. К сожалению, Китай рассматривает доброе отношение со стороны Индии как признак слабости.

AsiaNews: Какие надежды вы связываете с 2009 годом?

- Наша самая искренняя надежда, что будет найдено решение тибетской проблемы. Мы надеемся на раскрепощение тибетцев, живущих внутри Тибета, а также на раскрепощение китайского народа, поскольку каждое человеческое существо располагает фундаментальным правом быть свободным.

И тибетцы, и китайцы переживают огромные страдания и гнет в рамках тоталитарного правления (Китайской) народной республики. Более того, значительная часть нарушений прав человека в Китае остается без особого внимания.

Именно поэтому мы ждем перемен. В настоящее время нет свободы слова и свободы мысли, но мы надеемся, что нарушения прав человека в отношении нашего народа прекратятся, что размыванию нашей культуры, которое проистекает из массовой иммиграции ханьских китайцев (доминирующей этнической группы Китая), будет поставлен заслон.

В связи с 50-й годовщиной нашего изгнания мы будем отмечать приверженность тибетского народа ненасилию, и призывать мировых лидеров и международное сообщество к поиску мирного разрешения тибетского вопроса.

Валерий Никольский