Сохраним Тибет > В Карцзе провинции Сычуань продолжаются стихийные протесты тибетцев

В Карцзе провинции Сычуань продолжаются стихийные протесты тибетцев


12 января 2009. Разместил: Ing

Кунчок Долма, фото без даты
из частного архива
Несмотря на ужесточение мер безопасности после волны протестных выступлений, начавшихся весной 2008 года, небольшие стихийные протесты вспыхивают в префектуре Карцзе (китайское название Ганьци) провинции Сычуань снова и снова. "Около полудня 5 января перед зданием управления милиции в центре Карцзе протестовал тибетец, - рассказала Radio Free Asia (RFA) местная жительница. – Он выкрикивал лозунги с призывом к независимости Тибета и швырял в воздух тысячи бумажек. Это были молитвенные флажки и листовки протеста».

Протест, как стало известно RFA, проводил 32-летний Нгаванг Сонам (Ngawang Sonam), житель деревни Хорпо (Horpo) волости Цонгго (Tsonggo) в уезде Карцзе тибетской автономной префектуры Карцзе. «После трех минут протеста милиционеры и чиновники управления общественной безопасности обстреляли его из шокирующего оружия, жестоко избили и увезли на машине милиции», - рассказала та же свидетельница событий.

Нгаванг Сонам, отец двоих детей школьного возраста, уже подвергался аресту за участие в протесте против китайского режима в 2000 году. После нового выступления милиция и служащие охраны «ужесточают надзор» за местными тибетцами, отметила свидетельница, «обыскивая и допрашивая их, а также расширяя слежку».

Неделей ранее на этом же месте была арестована за протест Кунчок Долма (Kunchok Dolma), 1978 года рождения, из деревни Куду (Kudu) волости Кара (Kara) уезда Карцзе. «29 декабря тибетка по имени Кунчок вышла на площадь перед зданием управления милиции Карцзе. В течение нескольких минут она выкрикивала призывы к освобождению Тибета и пожелания долголетия Далай-ламе, - рассказала RFA другая местная жительница. – Она также бросала в воздух листовки».

По словам свидетельницы, когда на место прибыли микроавтобус с солдатами и машины милиции, милиционеры произвели по женщине несколько выстрелов, причем неясно, холостыми или боевыми патронами: «Никто не знает, была ли она ранена, ее втащили в машину и увезли, при этом она продолжала выкрикивать здравицы Далай-ламе».

Ее родители – Цеванг Гонпо (Tsewang Gonpo) и Лхамо Янгкьи (Lhamo Yangkyi) – уже умерли, но «семья живет хорошо», добавила свидетельница протеста. По данным независимого тибетского сайта Phayul , в день ареста Кунчок отправилась на местный рынок за верхней одеждой, имея при себе 200 юаней, которые дал ей брат. «Она пошла в монастырь Донтук, где поднесла молитвы, тибетский белый шарф и 100 юаней. Затем она направилась в уезд Карцзе, где написала листовки с молитвами, тибетскими пожеланиями свободы Тибета и долголетия Далай-ламе, и стала их разбрасывать», - рассказал источник Phayul. Через час она была арестована патрулем вооруженной милиции из примерно двух десятков солдат, подобравших ее листовки.

"Ганьци - это часть того, что тибетцы называют Кхам, - отметил в беседе с RFA старший советник исполнительной комиссии по Китаю Конгресса США Стив Маршалл (Steve Marshall). – Тибетцы повсюду преданы своей культуре и самоидентичности, однако кхампа в Ганьци приобрели репутацию открыто высказывающихся по поводу китайской политики, которая, по их мнению, наносит большой ущерб тибетцам. В ответ китайские чиновники усиленно проводят эту самую политику в жизнь. Результат показывает статистика о числе политзаключенных".


Валерий Никольский