Сохраним Тибет > Taipei Times: Неистребимое стремление к свободе

Taipei Times: Неистребимое стремление к свободе


10 марта 2009. Разместил: savetibet
Сегодня исполняется полвека с того дня, когда войска Народно-освободительной армии Китая (НОАК) начали свое последнее наступление на Лхасу, принудив Далай-ламу и в итоге сотни тысяч тибетцев покинуть родную землю. Пятьдесят лет назад Тибет как свободное государство исчез, поглощенный Китаем, резко расширившим свою империю.

За прошедшие 50 лет Далай-лама стал символом мира, религиозной мудрости и самоопределения, приветствуемый и простыми людьми, и правительствами, осыпанный похвалами и почетными наградами.

Однако реальность все же такова, что харизма и всемирная известность Далай-ламы, как и мирное сопротивление, которого он придерживается, потерпели неудачу. Сегодня поколения живущих в изгнании тибетцев не ближе к тому, чтобы отправиться домой, чем они были, когда танки впервые обратили свои пушки в сторону древней столицы. Фактически эти танки по-прежнему там. Полвека оккупации и репрессий наложили свой отпечаток на символы тибетской религии и культуры, тогда как общество поляризовано между порабощенными и теми, кто из личной выгоды или по другим причинам повторяет теперь за компартией Китая (КПК), что НОАК “освободила” Тибет.

Столкнувшись с растущей критикой в собственных рядах, Далай-лама и сам признал, что мирное сопротивление, или “срединный путь”, не сработало, что КПК оказалась нечестным партнером в переговорах и что надежда угасает. Отсутствие отклика со стороны Пекина на призыв Далай-ламы к “значимой автономии” для Тибета оказалось настолько оскорбительным, что представители других, более молодых, поколений недоумевают, означает ли это что-то иное, кроме того, что решение не в пацифизме. Что, подразумевая столкновение с ужасающим репрессивным инструментом Китая – НОАК, это отражает ту энергию уныния и разочарования, и в то же время надежды, которая бурлит в их венах.

Несмотря на свой успех в подавлении мятежа и мирного сопротивления, Пекин не смог воспринять один ценный урок истории: “неистребимость присущего человеку стремления к свободе” – как это выразил в своей критике фашизма и тоталитаризма «Жизнь и судьба» советский военный корреспондент и писатель Василий Гроссман, одним из первых описавший нацистские лагеря уничтожения.

Способность тоталитарного или авторитарного режима контролировать массы соответствует использованию силы или угрозе ее использования. Либо он пользуется “беспредельным насилием” до того момента, когда убивать уже будет некого, либо погибает по собственному выбору, отказываясь от прерогативы насилия. КПК сталкивается с таким опытом не только в отношении тибетцев, но также в отношении уйгуров в Синьцзяне, практикующих «Фалуньгун», простых китайцев, стремящихся к свободе, и, если до этого дойдет, тайваньцев.

Сделав силу основным проводником своей легитимности и главным методом удержания власти, КПК обеспечивает свой непременный крах. Ибо, пока она может использовать “беспредельное насилие” или угрожать им, человеческая жажда свободы будет лишь усиливаться, становясь столь же сильной, как сама жизнь. Именно этот дух надежды или непрекращающегося сопротивления жестокому давлению даже тогда, когда шансы ничтожны, мы прославляем сегодня, вспоминая в то же время страшные события полувековой давности.

“Человек, обращенный в рабство, становился рабом по судьбе”, писал Гроссман, “а не по природе своей”.

Редакционная статья Taipei Times, 10 марта 2009

Материал подготовлен Валерием Никольским