Сохраним Тибет > Тибет: люди и судьбы

Тибет: люди и судьбы


17 марта 2009. Разместил: savetibet

Цультрим Гьялцен – секретарь Кармапы XVII


Тибет: люди и судьбы«Время было опасное, вокруг было столько китайцев. Китайские солдаты силой подавляли восстание, вспыхнувшее в Лхасе. Когда война в центральном Тибете уже шла полным ходом, его тайно покинули Далай-лама, Кармапа, и многие другие ламы.

В первое время после этого массового побега люди продолжали оставаться в Тибете, укрываясь в монастырях. Но ситуация стремительно ухудшалась, и постепенно многие стали уходить через перевалы, пересекать границу с Непалом, а потом индийскую границу. Тех, кому удавалось выжить в пути, встречали, и Кармапа, который был уже в Сиккиме, просил переправлять их к нему в Румтек. Кармапа предвидел эту войну с китайцами, он хорошо понимал ее причины, но ничего нельзя было сделать. В Румтеке хранятся старые фотографии и документы, относящиеся к этому времени.

Когда Кармапа уходил из Тибета, удалось спасти многие реликвии и ценности. Люди покидали Тибет большими группами по 250-300 человек. Удалось переправить около 20 тысяч монет, множество священных статуй и реликвий, которые проносили в вещах. Именно так была спасена одна важная и ценная тханка Атиши, которая сейчас украшает комнату Кармапы XVII. Также удалось сохранить одежду Кармап, Черную корону, черные пилюли, малу Кармапы XV. Кармапа подарил моему отцу свою одежду и черные пилюли.

Моя семья из Восточного Тибета. Отец был родом из древнейшей тибетской семьи и являлся одним из министров. У него было большое окружение. Когда пришли китайцы, они пытались уничтожить все: бомбили города с самолетов, расстреливали мирных жителей и монахов. Во время одного из воздушных налётов меня спасли люди, закрыв от осколков своими телами.

Сначала Его Святейшество Кармапа и наша группа пришли в Бутан, где Кармапу приняли король и принц Бутана. В это время правительство Индии предложило Кармапе поселиться в Дхарамсале. Тогда же король Сиккима послал к Кармапе своего министра с приглашением переехать в Сикким. В итоге, ему удалось привезти Кармапу в Сикким. Первое время Кармапа жил в дворцовом монастыре в Гангтоке. Король Сиккима, Таши Намгьял, предлагал Кармапе остаться в Сиккиме, если, конечно, он ему нравится. Говорил: «У меня два дворца, и один я с радостью отдам вам. А если не нравится жить во дворце, то выберите место и постройте монастырь». Кармапа отвечал, что монастырь будет находиться в Румтеке, там же, где уже стоит монастырь Кармапы IX. Там он и остановился на первых порах и жил до 1967 года. В 1962 году началось строительство нового монастыря, которое было закончено в 1967 году. Кармапа хотел, чтобы в нем медитировали и изучали Дхарму, поэтому рядом построили шедру. В 1969 году у Кармапы стали появляться первые западные ученики…»





Сонам



Тибет: люди и судьбы








«Меня зовут Сонам, мне 74 года, я родился в Комгете, а теперь живу в Бутане. У меня была большая семья, и когда Тибет пал, почти все пришли к Далай-ламе и захотели последовать за ним. Я ушел пешком в Индию вместе с группой Далай-ламы. Его охраняли 110 солдат, и я был одним из них. Пока мы шли по Тибету, нам приходилось постоянно защищать Далай-ламу.

В Тибете у меня остались сестра и брат, и я даже не могу съездить их навестить, потому что на родину меня не пустят. Но я все время молюсь, чтобы повидаться с ними. Один раз они мне звонили и сказали, что у них все хорошо.

Когда мы пересекали границу, нас было 120 человек, среди нас были и совсем маленькие монахи. Переход занял больше недели, в пути нам пришлось очень трудно. Мы шли не по дороге, но по горам, и китайская армия следовала за нами по пятам. Ночевать сперва приходилось в лесу, а потом начались снежные горы, там сразу погибли наши лошади, так что дальше мы шли пешком.

Я получил тяжелое пулевое ранение во время схватки с китайцем. Но Далай-лама не дал мне умереть. А потом, уже в Непале, меня выходили с помощью тибетских лекарств. В других группах переход сопровождался множеством смертей, но в нашей никто не умер, ведь с нами же был Далай-лама!»







Цеванг Дендруб



Тибет: люди и судьбы«Мой отец был кхамцем, и я тоже. Он был министром в Дерге, что на востоке Тибета, рядом с Кхамом. Столкновения с китайцами там начались еще до восстания в Лхасе, примерно с 1956 года. Тогда против китайцев дрались целыми семьями, и на защиту вставали даже самые юные. Одни шли останавливать китайцев, а другие скрывались бегством - это была нерегулярная армия. Порой было очень страшно, но что было делать, нужно было защищаться. А когда дерешься, уже не так страшно. Другие дрались потому, что попросту не хотели сдаваться.

Когда Далай-лама ушел в Индию, армия начала отступать, многих тогда поубивали. Семьдесят семь тысяч китайцев атаковали Тибет! Сопротивляться стало тяжело, потому что китайцев было очень много. Невозможно было открыто призывать людей к действию, вся пропаганда велась тайно. Многие погибли, у нас не было ни оружия, ни боеприпасов, а, значит, возможности оказывать вооруженное сопротивление. Большинство лидеров погибли, другие покинули Тибет вместе с Далай-ламой. Все деревенские жители оказались под контролем китайцев, а те, кто с этим не соглашался, тайно уходили либо в горы, либо в Индию.

Когда мы решили уйти в изгнание, нас было около 1200 человек, во главе с князем нашей местности. Из ста человек, может, у двадцати было оружие, из этих двадцати лишь у одного или двух было по десять-двадцать пуль. И группа разделилась: вооруженные люди вместе с князем остались на перевале отбиваться от преследующих нас солдат. Это было очень трудно: у них были только ножи, пращи, лассо, но они довольно долго сдерживали двадцатитысячную китайскую армию. Китайцы не могли пробиться, пока не вызвали авиацию, и самолеты не разбомбили всех сверху, тогда же погиб и князь. А оставшаяся тысяча человек двинулась дальше в Индию с обрывком карты, на которой был изображен путь в Индию. У нас не было компаса, никакого снаряжения, которое требовалось для долгой дороги. Мы заблудились и дошли почти до пустыни Гоби, но потом, изучив этот обрывок карты, изменили маршрут. Двадцать дней мы вообще ничего не ели, но иногда удавалось поймать какое-нибудь животное.

Мы ориентировались по солнцу, звездам луне, и так дошли до местности, прилегающей к Непалу. Когда мы добрались туда, то многие были на грани смерти, но местные жители побоялись нас накормить. Это была маленькая деревня, в которой было расквартировано около двадцати китайских солдат, и они держали ее под контролем. Мы были настолько голодны, что напали на деревню, убили китайских солдат, и деревенские жители накормили нас впервые за двадцать дней! Когда мы достигли Индии, Далай-лама и Кармапа уже покинули Тибет. Мы пересекли границу и стали расспрашивать, где Кармапа. Потом отправили Кармапе сообщение о том, что мы здесь, и хотим приехать к нему. Кармапа направил двух проводников, которые должны были привезти нас в Сикким.

Прибыв в Сикким, беглецы потихоньку приходили в себя, начинали добывать еду, деньги и делиться с нуждающимся. А в 1970 году мы смогли построить дом, под который выделил землю Кармапа. В этом строительстве участвовали все беженцы. Многие вскоре умерли. Тибет – страна холодная, а здесь все было иным и непривычным: климат, еда, погода. Многие заболели туберкулезом. Тибетцы не знали, как готовить еду, ведь в Тибете не было даже риса, только цампа, мясо, сыр, и молоко. Нам было очень трудно…»