Сохраним Тибет > Пресс-конференция представителя Его Святейшества Далай-ламы Наванга Рабгьяла в Бурятии

Пресс-конференция представителя Его Святейшества Далай-ламы Наванга Рабгьяла в Бурятии


7 апреля 2009. Разместил: savetibet
В пресс-конференции приняли участие представители телекомпаний БГТРК (Бурятская государственная телерадиокомпания), «Тивиком», «Ариг Ус», газет «МК в Бурятии», «Бурятия», «ИнформПолис». Переводчик – зав. кафедрой английского языка Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, д.филос.наук, проф. Е.О. Хундаева. Аудиорасшифровка и редактирование текста интервью – главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, д.филос.наук Ирина Урбанаева (гецулма Тензин Чойдрон).

Д-р Наванг Рабгьял:
– Я очень счастлив, что нахожусь здесь, в Бурятии, спустя шестнадцать-семнадцать лет после состоявшегося в 1991 году визита Его Святейшества Далай-ламы, когда я был в составе делегации, сопровождавшей Его Святейшество. Как вы знаете, Бурятия и Тибет имеют давние духовные, культурные, религиозные связи, корни которых уходят вглубь веков. Его Святейшество всегда говорит о бурятах, тувинцах, калмыках как о наших братьях-близнецах. Я нахожусь здесь по приглашению Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, чтобы принять участие в работе Круглого стола «Тибет: прошлое и современность». Кроме того, я воспользуюсь случаем, чтобы встретиться с представителями буддийских монастырей, храмов, буддийских организаций Бурятии, а также с тибетцами. Такова моя миссия, если охарактеризовать её вкратце. Она не имеет отношения к политике.

Вопрос (телекомпания «Тивиком»):
– А есть какие-то планы помимо встреч с буддистами и земляками?

Д-р Наванг Рабгьял:

– Завтра в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН состоится Круглый стол. Тема моего доклада: «Тибет: прошлое, настоящее и будущее». Я хотел бы там ответить на некоторые вопросы, связанные с этой темой. Как вы знаете, Тибет расположен в сердце Азии, между Китаем и Индией. В Тибете – истоки крупнейших в Азии рек. История Тибета насчитывает 2000 лет. А если судить по данным современных исследований, то Тибету уже более 5000 лет. В течение долгих веков Тибет был изолирован от внешнего мира, но там развивалась очень интересная и содержательная культура. Как вы знаете, сейчас мы во главе с Его Святейшеством Далай-ламой провозгласили, что не стремимся к полной самостоятельности, наша цель – подлинная автономия со всеми вытекающими из неё правами, которые необходимы, для того чтобы сохранить нашу культуру. Мы стремимся к настоящей автономии в рамках другой культуры и государства: оставаясь в рамках Китая, мы только выиграем от этого, так как Китай – это экономически развитая страна. Экономическую выгоду от этого мы можем компенсировать тем, что будем развивать духовность.

Вопрос (телекомпания «Тивиком»):
– Когда приедет Его Святейшество Далай-лама?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Давайте надеяться на лучшее. Очень многое зависит от МИД России. На самом деле Его Святейшество получает очень много приглашений со всех концов планеты. Я был в течение семи лет представителем Его Святейшества в США и занимался там организацией его визитов, поэтому знаю, что ежегодно почти полгода в совокупности он отводит на визиты в разные страны. В Индии он проводит не более шести месяцев. Мы в настоящее время убеждаем его сократить число поездок в другие страны, так как, учитывая его возраст, для него это очень большая нагрузка. Мы уговариваем его, чтобы он принимал приглашения из США, например, не чаще, чем один раз в год. Но что касается Монголии и России, в частности, буддийских регионов – Калмыкии, Бурятии, Тувы, то это совсем другое дело. Мы хотели бы, чтобы Его Святейшество приезжал сюда чаще, так как у нас – одна и та же культура, одна и та же духовность.

Как вы знаете, Тибет был очень тесно связан с Россией задолго до революции. Между русским царем и Его Святейшеством Тринадцатым Далай-ламой были хорошие отношения, и посредником в них выступал бурятский цанид-лама Агван Доржиев. Вы знаете, что в Санкт-Петербурге был построен первый в Европе буддийский храм объединенными усилиями калмыков, бурят и Тринадцатого Далай-ламы.

Конечно, визит Его Святейшества в Бурятию, Калмыкию, Туву имеет огромное значение. Многие люди хотели бы услышать его учение и получить благословение. Но наш старший брат Китай всегда чинит препятствия для визита Его Святейшества в другие страны, хотя у Его Святейшества Далай-ламы никогда не бывает намерения устроить какой-нибудь конфликт или причинить какой-нибудь стране дискомфорт. Первая его миссия в любой стране – это проповедь гуманистических ценностей – любви, сострадания, ненасилия и т.д. Вторая задача – это межрелигиозный диалог и формирование гармоничных отношений между разными религиями. Третья его задача, поскольку он духовный лидер Тибета, – это забота о своих соотечественниках, оставшихся в Тибете и нуждающихся в помощи. Это – те три миссии, которые он старается выполнять, где бы он ни был. Если ситуация изменится, и в Тибете утвердится автономия, то он не захочет иметь никакого поста в правительстве, а пожелает заниматься в основном духовными вопросами. Он хотел бы жить в своей стране как Махатма Ганди, следуя его примеру.

Вопрос (Д. Жамсуева, корр. БГТРК):
– Вы долгое время работаете представителем Далай-ламы. Как вы расцениваете развитие буддизма в России?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Это мой первый визит в Бурятию по прошествии 16-17 лет после предыдущего визита. И я ещё почти не встречался с бурятами, почти не видел ничего. Я не могу дать подробного ответа на Ваш вопрос. Но из источников я знаю, что есть, конечно, определенный прогресс.

После того как в 1993 году в России прошли дни тибетской культуры, началось определенное движение. Тогда молодые люди из Бурятии приехали в Индию, чтобы стать студентами тибетских монастырских колледжей и изучать буддизм. Эти студенты попали на учебу не только в Дхарамсалу, но и в Гоман. Когда они вернутся на родину, то, я надеюсь, они внесут большой вклад в развитие буддизма. Я знаю, что в Иволгинском дацане уже есть преподаватели, бывшие студенты Гомана. Не знаю, завершили ли они обучение, но знаю, что они работают. Думаю, что они вносят определенный вклад в развитие буддизма.

[Что касается нас, тибетцев, и Его Святейшества, то мы – всецело за то, чтобы буддизм получил дальнейшее развитие в вашей стране, и хотим внести свой вклад. Мы готовы по мере сил оказывать вам помощь, так как это наша моральная ответственность – помогать нашим бурятским братьям и сестрам. Ведь мы все-таки сохраняем свою религию в течение многих веков, а вы понесли большие потери. Мы можем помочь вам.

Как вы знаете, буддизм – это не локальная, а мировая религия. Буддийская культура сохраняется и развивается далее. Некоторые ученые буддисты уверены, что буддизм может внести свою лепту в современное состояние человеческой цивилизации и в её более гармоничное развитие. В Европе и Америке ощущается огромный интерес к буддизму. Люди Запада говорят, что буддизм очень сильно связан с наукой.

-Вопрос («МК в Бурятии»):

– Как Вы думаете, когда МИД России даст разрешение на визит Далай-ламы?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Я не знаю. Я не могу иметь прямого отношения к этому вопросу. В основном работу с МИД проводят Калмыкия, Тува, а также из Бурятии – Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, буддийская организация «Зеленая Тара», которыми были направлены приглашения Его Святейшеству Далай-ламе и письма-ходатайства в МИД, чтобы оно не препятствовало въезду Его Святейшества и выдало ему визу.

Заниматься этим вопросом должны вы, те, кто заинтересован в приезде Его Святейшества. Что касается меня, то я делаю, что могу. В частности, я переправил Его Святейшеству письма с приглашениями. Вы знаете ведь, какую обмолвку сделал г-н Лавров. Его слова заставляют нас надеяться на лучшее.

Россия – мощная, великая страна. Наверное, она сама, не оглядываясь на другие страны, будет решать этот вопрос. Конечно, она не зависит от позиции других стран, например, Китая.

Вопрос:

– Есть ли страны, куда был запрещен въезд Его Святейшества?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Да, это было в Саудовской Аравии. Эта страна имеет очень тесные экономические связи с Китаем. Когда там должна была состояться конференция лауреатов Нобелевской премии за мир, в которой планировалось участие Его Святейшества Далай-ламы, из-за позиции Саудовской Аравии ему было отказано в визе. И тогда другие нобелевские лауреаты в знак протеста против позиции Саудовской Аравии и из солидарности с Его Святейшеством отказались приехать на эту конференцию, и она не состоялась: её перенесли на неопределенный срок.

Вопрос (Телекомпания «Тивиком»):

– Летом пройдут дни буддийской культуры в Санкт-Петербурге. Планируете ли Вы, господин Наванг, поехать туда?

Д-р Наванг Рабгьял:

– Если меня пригласят, я буду счастлив принять участие в этом мероприятии.

Вопрос (Телекомпания «Тивиком»):

– Планируется ли строительство буддийского храма в Москве?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Что касается нас, тибетцев, то мы не можем ничего такого планировать, ведь это не в нашей компетенции. Что касается российских буддистов, то я слышал о таком плане.

Вопрос (Дарима Жамсуева, корр. БГТРК):
– Начиная с 1995 года, между Его Святейшеством Далай-ламой, тибетскими буддистами и Буддийской Традиционной Сангхой России не было никаких связей. Чем Вы это объясняете?

Д-р Наванг Рабгьял:

– Думаю, тут нет никаких больших причин. Наверное, все дело в инерции, рутине. Ленятся.

Вопрос (Дарима Жамсуева, корр. БГТРК):
– Кто ленится – ваше правительство или БТСР?

Д-р Наванг Рабгьял:

– Мы не можем сказать, что вообще никаких связей не было. Не было очень тесных, близких связей. Но, так или иначе, связи поддерживаются. Об этом говорит хотя бы то, что бурятские студенты обучаются в тибетских монастырях. Сегодня я собираюсь встретиться с Хамбо-ламой Буддийской Традиционной Сангхи России Дамбой Аюшевым и надеюсь, что после встречи наши связи будут укрепляться и развиваться. С нашей стороны нет проблем: мы хотели бы сохранить дружеские связи со всеми, кто хочет этого.

Вопрос:
– Как часто Вы встречаетесь с Далай-ламой?

Д-р Наванг Рабгьял:

– Это зависит от того, есть ли необходимость во встрече. Предыдущая встреча состоялась осенью прошлого года. Его Святейшество во время той встречи подчеркнул большое значение России: Россия – великая страна, от её потенциала многое зависит в сохранении мира…

Вопрос (Дарима Жамсуева, корр. БГТРК):
– Во время учения в Варанаси состоялась аудиенция для российских буддистов, на которой к Его Святейшеству обратились с просьбой дать учение для российских буддистов, и Его Святейшество сказал, что такое учение можно будет организовать где-нибудь в Европе. Что Вы знаете об этом?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Я не слышал, чтобы Его Святейшество собирался давать такое учение в Европе. Но у меня есть информация, что он хотел бы дать учение русскоязычным буддистам в Индии. Возможно, осенью в Дхарамсале. К концу текущего месяца будет достигнута определенность в отношении даты. Предположительно, это произойдет 4 ноября или позднее. Дело в том, что к Его Святейшеству обращаются с подобными просьбами представители разных стран, и он шесть месяцев в году находится в поездках. Лучше организовать учения в Индии, чтобы буддисты разных стран приезжали к нему в Индию.

Вопрос (Дарима Жамсуева, корр. БГТРК):

– Сколько тибетцев в эмиграции?

Д-р Наванг Рабгьял:

– В Тибете живет шесть миллионов. В Индии – сто тысяч человек. В Непале – двадцать тысяч. В США – около пятнадцати тысяч. Сейчас повсюду есть тибетцы, даже в Южной Африке.

Вопрос (газета «МК в Бурятии»):

– А сколько тибетцев в Бурятии?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Семь-девять человек в Улан-Удэ, двое-трое – в Агинском.

Вопрос (Дарима Жамсуева, корр. БГТРК):

– В 1995 г. Вы были в Улан-баторе, во время ванга Калачакры? У меня была аудиенция с Его Святейшеством Далай-ламой. Сохранились кадры фото- и видео-съемки.

Д-р Наванг Рабгьял:
– Да, я был там. Я очень рад, что и Вы тоже.

Вопрос (газета «Бурятия»):

– Расскажите о себе. Какое у Вас образование?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Я покинул Тибет, когда мне было десять лет. Три года учился в Непале, а школу закончил в Индии, в Индии же – университет со степенью магистра. Я считаю Индию своей второй родиной. Потом, во времена Брежнева, была учеба в Киевском университете, на факультете международных отношений, где я защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Китайско-индийские отношения».

Вопрос (Дарима Жамсуева, корр. БГТРК):

– За какие «преступления» китайцы называют Его Святейшество «политическим хулиганом»?

Д-р Наванг Рабгьял:

– Куда бы он ни ездил, китайцы всегда его критикуют. Они найдут, за что. Это в какой-то степени даже поднимает наше паблисити, привлекает внимание общественности к «тибетскому вопросу»… Я думаю, ситуация изменится, когда уйдет четвертое поколение китайских руководителей, настроенных против разрешения «тибетского вопроса»…

Вопрос (телекомпания «Тивиком»):

– Что планируете обсудить с Хамбо-ламой?

Д-р Наванг Рабгьял:
– Нет особых планов. Я просто нанесу визит в знак уважения к Хамбо-ламе и, думаю, обсудим общие вопросы. То есть, заранее ничего не планирую. Спасибо. До свидания.

Журналисты:
– Спасибо за ответы на наши вопросы. Желаем Вам успешного визита!

2 апреля 2009
Улан-Удэ, Бурятия