Сохраним Тибет > Картина Рериха станет топ-лотом русских торгов Christie’s
Картина Рериха станет топ-лотом русских торгов Christie’s9 апреля 2009. Разместил: savetibet |
Русские торги аукционного дома Christie’s, которые пройдут в Нью-Йорке 24 апреля, представят интересную коллекцию русского искусства XVIII–XX вв. Среди них две значительные работы Давида Бурлюка, «Всадник-смерть» и «Парикмахер без головы», и главный топ-лот – картина Святослава Рериха «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии».
«Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (эстимейт $900 000–1 100 000), написанный его сыном Святославом в 1933 г., считается одним из самых значимых произведений в творческом наследии последнего. Автор руководствовался тем, что при создании портрета нужно делать акцент на отдельных, наиболее важных чертах и опускать те, которые могут разрушить целостность образа. Таким образом, художник уделил здесь особое внимание буддийской символике и реалистичному архитектурному фону. Живопись самого Николая Рериха будет представлена 9 лотами, среди которых особого внимания заслуживает пейзаж «Величайшая и святейшая Тангла» (1929) из цикла «Шамбала». Горный пейзаж, входящий в число немногих дошедших до наших дней работ этого цикла, оценен в $300 000–500 000. Николай Рерих (1874–1947) - выдающийся русский мыслитель, художник и писатель, родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. В 1893 году он одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств. С 1906 по 1917 года Николай Рерих был директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. В период с 1910 по 1916 года являлся членом художественного объединения «Мир искусства», основанного Сергеем Дягилевым (Рерих был автором серии декораций к выступлениям труппы «Русский балет»). После Февральской революции 1917 года Николай Рерих стал членом Комиссии по делам искусств, созданной Горьким. Вскоре художник перебрался в Карелию, ближе к границе с Финляндией, которую он с семьей пересек в начале 1918 года. В середине 1919 года Рерихи переехали в Лондон, а после приглашения, поступившего от директора Чикагского института искусств, осенью 1920 года, – в США, где была организована серия выставок. В США Рерихи оставались вплоть до 1923 года. В 1924 году Николай Рерих отправился в научную экспедицию по Центральной Азии. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет и по неизученным областям Трансгималаев. Большинство произведений кисти Николая Рериха, выставляемых на русские торги, относится именно к периоду этой выдающейся экспедиции, которая продолжалась с 1924 по 1928 год. Пейзаж «Величайшая и святейшая Тангла» из цикла «Шамбала» 1929 года – это один из восьми дошедших до наших дней горных пейзажей Рериха из этого цикла (эстимейт $300000–500000). Данное полотно попало в коллекцию настоящего владельца в 1975 году. Среди других работ, имеющих отношение к экспедиции, следует отметить картину «Гималаи» (эстимейт $150000–200000); «Монастырь Шаругон, Тибет» (эстимейт $40000–60000). Интересно также полотно «Крепость Гессар-хана» (эстимейт $80000–120000). Гессар-хан – это легендарный герой, новое воплощение которого, по преданию буддистов, истребит все зло на земле. Эту легенду Рерих слышал еще в детстве, и позднее часто возвращался к ней в своих работах. Во время экспедиции Рерих посетил целый ряд тибетских дзонгов - укрепленных буддийских монастырей (в которых, как правило, в то время уже размещалась городская администрация). Один из таких дзонгов и изображен на одноименном плотное кисти Рериха (эстимейт $150000–200000). На торги также будет выставлена работа «Каменный рельеф с изображением Будды» 1928 года (эстимейт $250000–350000). Первый портрет Николая Рериха его сын Святослав Рерих (1904–1993) написал в 13-летнем возрасте, а когда ему было 15, он уже помогал отцу создавать эскизы к декорациям для постановок лондонского Ковент-Гардена. Пока семья Рерихов жила в Нью-Йорке, Святослав учился на архитектурном отделении Колумбийского университета, но интереса к живописи не терял. В 1923 году в Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка, после чего он отправился с семьей в экспедицию по Центральной Азии. По возвращении в Нью-Йорк Святослав продолжил свое обучение и принял участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Николая Рериха. Со временем интерес Святослава Рериха к восточной культуре только усиливается, и в 1931 году, закончив учебу, он переезжает из США в Индию, к своей семье. Кисти Святослава Рериха принадлежит большое количество выдающихся портретов. Среди самых известных из выполненных в Индии – портреты Индиры Ганди и Джавахарлала Неру, которые сейчас находятся в Центральном зале Парламента Индии в Нью-Дели. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (эстимейт $900000–1100000) написан через несколько лет после переезда Святослава в Индию в 1933 году. Полотно передает не только его уважение к отцу, но и подчеркивает его уникальную технику рисования портрета: выделение одних деталей и нивелирование других. В статье 1942 года Святослав писал, что портретист должен передавать «те черты и характерные акценты, которые являются самыми показательными, самыми достойными запоминания, и либо стирать, либо смягчать черты, которые могут отвлечь от целого». (Святослав Рерих, «Портретная живопись», Творческие мысли: Статьи Святослава Рериха, Москва 2004, с. 81). «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» считается одним из самых значительных произведений в творческом наследии художника. Святослав Рерих изобразил своего отца, используя живописные приемы, характерные для православной иконописи – это обратная перспектива в изображении зданий на фоне, фронтальное изображение фигуры, неопределенный источник света, центральное доминирующее положение фигуры на холсте. Именно эти приемы в сочетании с архитектурой тибетского храма и буддистскими символами выделяют этот портрет из ряда других, созданных Святославом Рерихом. Изначально полотно находилось в поместье Ральфа Харриса Хьюстона. Впоследствии оно принадлежало Джону Куртцу из Бингемптона. Настоящим владельцем картина была приобретена у Куртца в 1982 году и выставлялась в нью-йоркском музее Рериха с 1990 по 2009 годы. Список лотов кисти Николая и Святослава Рерихов: 1. Лот №312 Николай Рерих (1874-1947) «Величайшая и святейшая Тангла», 1929 год Пейзаж из цикла «Шамбала» Холст, темпера Эстимейт: $300000-$500000 2. Лот №313 Святослав Рерих (1904-1993) «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», 1933 год Холст, темпера Эстимейт: $900000-$1100000 3. Лот №314 Николай Рерих (1874-1947) «Туман», около 1917 года Темпера, дерево Эстимейт: $30000–$50000 4. Лот №315 Николай Рерих (1874-1947) «Фигуры на пейзаже», около 1919 года Карандаш, бумага Эстимейт: $6000-$10000 5. Лот №316 Николай Рерих (1874-1947) Набросок для цикла «Ладога», около 1918 года Пастель, бумага Эстимейт: $30000-$50000 6. Лот №317 Николай Рерих (1874-1947) «Гималаи» Темпера, доска Эстимейт: $150000-$200000 7. Лот №317А Николай Рерих (1874-1947) «Монастырь Шаругон, Тибет», 1928 год Темпера, холст Эстимейт: $40000-$60000 8. Лот №318 Николай Рерих (1874-1947) «Крепость Гессар-хана», 1928-1929 Карандаш, темпера, дерево Эстимейт: $80000-$120000 9. Лот №319 Николай Рерих (1874-1947) «Дзонг» Темпера, холст Эстимейт: $150000-$200000 10.Лот №320 Николай Рерих (1874-1947) «Каменный рельеф с изображением Будды», 1928 год Темпера, холст Эстимейт: $250000-$350000 По материалам: Русский антиквариат, www.fashiontime.ru |