Сохраним Тибет > Картина Рериха станет топ-лотом русских торгов Christie’s

Картина Рериха станет топ-лотом русских торгов Christie’s


9 апреля 2009. Разместил: savetibet
Русские торги аукционного дома Christie’s, которые пройдут в Нью-Йорке 24 апреля, представят интересную коллекцию русского искусства XVIII–XX вв. Среди них две значительные работы Давида Бурлюка, «Всадник-смерть» и «Парикмахер без головы», и главный топ-лот – картина Святослава Рериха «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии».

«Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (эстимейт $900 000–1 100 000), написанный его сыном Святославом в 1933 г., считается одним из самых значимых произведений в творческом наследии последнего. Автор руководствовался тем, что при создании портрета нужно делать акцент на отдельных, наиболее важных чертах и опускать те, которые могут разрушить целостность образа. Таким образом, художник уделил здесь особое внимание буддийской символике и реалистичному архитектурному фону.

Живопись самого Николая Рериха будет представлена 9 лотами, среди которых особого внимания заслуживает пейзаж «Величайшая и святейшая Тангла» (1929) из цикла «Шамбала». Горный пейзаж, входящий в число немногих дошедших до наших дней работ этого цикла, оценен в $300 000–500 000.

Николай Рерих (1874–1947) - выдающийся русский мыслитель, художник и писатель, родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. В 1893 году он одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств. С 1906 по 1917 года Николай Рерих был директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. В период с 1910 по 1916 года являлся членом художественного объединения «Мир искусства», основанного Сергеем Дягилевым (Рерих был автором серии декораций к выступлениям труппы «Русский балет»). После Февральской революции 1917 года Николай Рерих стал членом Комиссии по делам искусств, созданной Горьким. Вскоре художник перебрался в Карелию, ближе к границе с Финляндией, которую он с семьей пересек в начале 1918 года.

В середине 1919 года Рерихи переехали в Лондон, а после приглашения, поступившего от директора Чикагского института искусств, осенью 1920 года, – в США, где была организована серия выставок. В США Рерихи оставались вплоть до 1923 года. В 1924 году Николай Рерих отправился в научную экспедицию по Центральной Азии. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет и по неизученным областям Трансгималаев.

Большинство произведений кисти Николая Рериха, выставляемых на русские торги, относится именно к периоду этой выдающейся экспедиции, которая продолжалась с 1924 по 1928 год. Пейзаж «Величайшая и святейшая Тангла» из цикла «Шамбала» 1929 года – это один из восьми дошедших до наших дней горных пейзажей Рериха из этого цикла (эстимейт $300000–500000). Данное полотно попало в коллекцию настоящего владельца в 1975 году. Среди других работ, имеющих отношение к экспедиции, следует отметить картину «Гималаи» (эстимейт $150000–200000); «Монастырь Шаругон, Тибет» (эстимейт $40000–60000). Интересно также полотно «Крепость Гессар-хана» (эстимейт $80000–120000). Гессар-хан – это легендарный герой, новое воплощение которого, по преданию буддистов, истребит все зло на земле. Эту легенду Рерих слышал еще в детстве, и позднее часто возвращался к ней в своих работах.

Во время экспедиции Рерих посетил целый ряд тибетских дзонгов - укрепленных буддийских монастырей (в которых, как правило, в то время уже размещалась городская администрация). Один из таких дзонгов и изображен на одноименном плотное кисти Рериха (эстимейт $150000–200000). На торги также будет выставлена работа «Каменный рельеф с изображением Будды» 1928 года (эстимейт $250000–350000).

Первый портрет Николая Рериха его сын Святослав Рерих (1904–1993) написал в 13-летнем возрасте, а когда ему было 15, он уже помогал отцу создавать эскизы к декорациям для постановок лондонского Ковент-Гардена. Пока семья Рерихов жила в Нью-Йорке, Святослав учился на архитектурном отделении Колумбийского университета, но интереса к живописи не терял. В 1923 году в Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка, после чего он отправился с семьей в экспедицию по Центральной Азии. По возвращении в Нью-Йорк Святослав продолжил свое обучение и принял участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Николая Рериха. Со временем интерес Святослава Рериха к восточной культуре только усиливается, и в 1931 году, закончив учебу, он переезжает из США в Индию, к своей семье.

Кисти Святослава Рериха принадлежит большое количество выдающихся портретов. Среди самых известных из выполненных в Индии – портреты Индиры Ганди и Джавахарлала Неру, которые сейчас находятся в Центральном зале Парламента Индии в Нью-Дели.

«Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (эстимейт $900000–1100000) написан через несколько лет после переезда Святослава в Индию в 1933 году. Полотно передает не только его уважение к отцу, но и подчеркивает его уникальную технику рисования портрета: выделение одних деталей и нивелирование других. В статье 1942 года Святослав писал, что портретист должен передавать «те черты и характерные акценты, которые являются самыми показательными, самыми достойными запоминания, и либо стирать, либо смягчать черты, которые могут отвлечь от целого». (Святослав Рерих, «Портретная живопись», Творческие мысли: Статьи Святослава Рериха, Москва 2004, с. 81).

«Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» считается одним из самых значительных произведений в творческом наследии художника. Святослав Рерих изобразил своего отца, используя живописные приемы, характерные для православной иконописи – это обратная перспектива в изображении зданий на фоне, фронтальное изображение фигуры, неопределенный источник света, центральное доминирующее положение фигуры на холсте. Именно эти приемы в сочетании с архитектурой тибетского храма и буддистскими символами выделяют этот портрет из ряда других, созданных Святославом Рерихом.

Изначально полотно находилось в поместье Ральфа Харриса Хьюстона. Впоследствии оно принадлежало Джону Куртцу из Бингемптона. Настоящим владельцем картина была приобретена у Куртца в 1982 году и выставлялась в нью-йоркском музее Рериха с 1990 по 2009 годы.



Список лотов кисти Николая и Святослава Рерихов:

1. Лот №312
Николай Рерих (1874-1947)
«Величайшая и святейшая Тангла», 1929 год

Пейзаж из цикла «Шамбала»
Холст, темпера
Эстимейт: $300000-$500000

2. Лот №313
Святослав Рерих (1904-1993)
«Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», 1933 год
Холст, темпера
Эстимейт: $900000-$1100000

3. Лот №314
Николай Рерих (1874-1947)
«Туман», около 1917 года
Темпера, дерево
Эстимейт: $30000–$50000

4. Лот №315
Николай Рерих (1874-1947)
«Фигуры на пейзаже», около 1919 года
Карандаш, бумага
Эстимейт: $6000-$10000

5. Лот №316
Николай Рерих (1874-1947)
Набросок для цикла «Ладога», около 1918 года
Пастель, бумага
Эстимейт: $30000-$50000

6. Лот №317
Николай Рерих (1874-1947)
«Гималаи»
Темпера, доска
Эстимейт: $150000-$200000

7. Лот №317А
Николай Рерих (1874-1947)
«Монастырь Шаругон, Тибет», 1928 год
Темпера, холст
Эстимейт: $40000-$60000

8. Лот №318
Николай Рерих (1874-1947)
«Крепость Гессар-хана», 1928-1929
Карандаш, темпера, дерево
Эстимейт: $80000-$120000

9. Лот №319
Николай Рерих (1874-1947)
«Дзонг»
Темпера, холст
Эстимейт: $150000-$200000

10.Лот №320
Николай Рерих (1874-1947)
«Каменный рельеф с изображением Будды», 1928 год
Темпера, холст
Эстимейт: $250000-$350000


По материалам:
Русский антиквариат,
www.fashiontime.ru