Сохраним Тибет > Полномочный представитель Далай-ламы в Тайване: Тибетцы возмущаются, когда возникает угроза культуре

Полномочный представитель Далай-ламы в Тайване: Тибетцы возмущаются, когда возникает угроза культуре


26 июля 2009. Разместил: savetibet
Этническое неравенство, дискриминация, исчезновение культуры под влиянием китайских властей чаще, чем любые другие проблемы прав человека, лежат в основе тибетского и уйгурского недовольства режимом материкового Китая, подчеркнули ораторы, выступившие 25 июля на форуме в Тайбэе, посвященном ситуации в сфере прав человека в Тибете и Синьцзяне, пишет Taipei Times.

Тибетцы в своей истории не были объединенным народом, отметил на форуме, организованном фондом ‘Taiwan New Century’ посол тибетского правительства в изгнании Дава Церинг. и до вторжения народно-освободительной армии Китая в 1950-е в их умах не существовало понятия суверенного государства в его современном смысле. “Причина, по которой большинство гражданских тибетцев не оказали сопротивления, когда в 1951 году в Тибет вошли китайские войска, в том, что для них не существовало понятия, что ‘наша страна подверглась вторжению’”, - сказал Дава Церинг.

“Однако в 1959 году тибетцы восстали против китайского режима, поскольку китайцы затронули то, с чем тибетцы ощущали себя тесно связанными”, - сказал он. По официальным данным Пекина и информации групп поддержки Тибета, после оккупации китайские власти разрушили более 6 тысяч монастырей, арестовали монахов и конфисковали частную собственность.

Пекин угрожает не только религии, заявил Дава Церинг, власти материкового Китая пытаются разрушить тибетскую культуру. “Возьмите меня: я не слишком хорошо говорю по-тибетски, хотя вырос в Тибете и мои родители говорят только на тибетском. Это потому, что я посещал среднюю школу во время ‘культурной революции’, когда тибетский язык в школе не допускался”, - сказал Дава Церинг, добавив, что, хотя позднее и было разрешено изучение тибетского языка, это было сделано скорее с “косметическими” целями.

Сегодня, отметил он, 90% школьных уроков в Тибете по-прежнему ведутся на китайском языке; в отношении остальных школьникам разрешено выбирать между тибетским и английским. “Цивилизация, потерявшая свой язык, хороша только для музейной экспозиции, - сказал он. – Так что мы не просим совершенных условий в сфере прав человека. Мы имеем лишь скромное пожелание, чтобы было позволено выжить тибетскому народу и культуре”.

Ни для кого не секрет, подчеркнул Дава Церинг, что тибетцы и китайцы испытывают неравенство, даже на уровне государственных учреждений. “Китай называет Тибет ‘автономным районом’, но подавляющее большинство правительственных чиновников являются ханьскими китайцами, - заметил он. – Незначительное исключение представляют тибетцы, у кого отец или мать из ханьских китайцев, или те, кто в браке с ханьцами”. Если Китай предоставит тибетцам подлинную автономию и позволит свободно развиваться тибетской культуре, отметил Дава Церинг, “тибетцам не понадобится добиваться независимости”.

Подобная ситуация преобладает среди уйгуров в Синьцзяне, заметил политический обозреватель Пол Линь, китаец и бывший член компартии Китая. “Поощряемые китайским правительством, поселенцы из числа ханьских китайцев устремились в Синьцзян, взяли под свой контроль местную экономическую деятельность, угрожают уйгурской культуре и проводят открытую дискриминацию в отношении уйгуров”, - сказал Линь.

По данным официальной переписи, уйгуры составляют 45% населения Синьцзяна, тогда как ханьские китайцы достигли 41%. “Китайские чиновники не поощряют работодателей нанимать уйгуров, уйгурам меньше платят за ту же работу, - отметил Линь, - а в прошлом году во время Пекинской Олимпиады они отстранили уйгурских пилотов от полетов, опасаясь, что те могут быть вовлечены в террористическую деятельность”.

“Вполне понятно, что уйгуры могли взбунтоваться. Если даже, как утверждает китайская пресса, во время столкновений, произошедших в этом месяце в Урумчи, погибло больше ханьцев, чем уйгуров, за это должна нести ответственность компартия, а не уйгуры”, - цитирует его Taipei Times.

Валерий Никольский