Сохраним Тибет > Компаниям нужно больше думать и прислушиваться к голосу сердца

Компаниям нужно больше думать и прислушиваться к голосу сердца


28 июля 2009. Разместил: Ing
WELT ONLINE: Ваше Святейшество, для тибетцев вы – богоподобный царь. Ваши многочисленные последователи в странах Запада преклоняются перед вами и боготворят вас. Есть ли у вас слабые стороны?

Далай-лама: (смеется) К примеру, я очень ленив. Конечно, каждое утро я встаю в 3:30 утра, делаю зарядку, медитирую, завтракаю и снова медитирую. Мои занятия медитацией длятся по четыре – пять часов. В духовном отношении я не ленив. Но когда я сижу в самолете, то люди вокруг меня читают, пишут, или работают на компьютерах, готовят презентации. Этого я никогда не делаю, никаких домашних заданий, никакой подготовки. Это проявление моей лени.

Это вас беспокоит?

Нет. Когда я усиленно готовлюсь [к выступлению], то всегда чувствую какую-то искусственность. Мне гораздо комфортнее, когда я действую спонтанно, потому что тогда это идет от сердца.

Как вы думаете, сколько времени у меня ушло на подготовку к этому интервью?

(Снова смеется). Вы – немец и любите, чтобы все было точно. Кроме того, ваши вопросы должны быть интересными. Если бы я должен был брать интервью, то я бы тоже подготовился. Но моя роль отвечать на вопросы, и если у меня нет ответа, я вам просто скажу, что не знаю.

А как бы вы посоветовали нам бороться с кризисом в ближайшей перспективе?

Видите ли, это как раз из тех вопросов, на которые я отвечаю – не знаю. Это политики должны решать. Я не специалист по выходу из сложных кризисных ситуаций. То же самое я могу сказать и в отношении насилия и терроризма. В краткосрочной перспективе правительства должны предпринять действия для того, чтобы как можно больше обезопасить своих граждан, это будет очень правильно. Однако, предпринимая экстренные шаги, мы не должны забывать о корне проблемы.

Какова, на ваш взгляд, причина, лежащая в корне финансового кризиса?

Корысть и азарт. У многих людей и компаний только одна мысль – деньги, деньги и еще раз деньги. С корыстью еще можно мириться, если и другим что-то перепадает. Но если корысть только с выгодой для себя, то это плохо, это приносит вам большой вред. Эгоистичное стремление постоянно зарабатывать все больше и больше денег вредит и компании и каждому работающему в ней человеку. Это самая большая слабость многих руководителей – финансовый кризис продемонстрировал это.

Значит, нет ничего страшного в том, что кто-то зарабатывает много денег, если при этом он делится своей прибылью?

В богатстве нет ничего плохого, если оно заработано честным путем, без причинения вреда окружающим людям и природе. Мы, буддисты, считаем, что материальное благополучие является базовой предпосылкой счастливой жизни. Однако же у миллионера только десять пальцев. Он, конечно, может надеть по четыре перстня на каждый палец, но это будет выглядеть глупо. Если миллионер не делится с окружающими, то удовлетворение, которое он испытывает от обладания несметными состоянием, иллюзорно. Богатые люди должны помогать бороться с бедностью.

Некоторые менеджеры зарабатывают по 10, 20 и даже 30 миллионов евро в год. Это, по-вашему, нормально?

Здесь, как в музыкальной и спортивной индустрии, есть исключения. Они могут зарабатывать столько, сколько хотят, если они могут открыто показать как и почему они заработали столько денег. К сожалению, лишь немногие способны это сделать. И совершенно недопустимо, когда руководитель высшего эшелона продолжает наращивать собственное благосостояние, в то время как компания скатывается к банкротству, акционеры теряют свои сбережения, а работников увольняют или сокращают им зарплаты, так что они уже не могут обеспечить себе достойный уровень жизни.

Допустим, что руководитель компании узнает, что может разрабатывать программное обеспечение в Индии за десятую часть той цены, что он заплатит за ту же работу в Германии. Для этого он должен сократить тысячу рабочих мест в Германии и создать новые в Индии. К такому решению его подталкивают хозяева компании. Что ему делать?

Руководитель должен рассмотреть ситуацию со всех возможных точек зрения – акционеры, наемные работники, клиенты, общество. Да, даже общество в целом. Хороший менеджер должен иметь четкую картину для решения задачи. Это выглядит само собой разумеющимся, но на практике так поступают не так уж и часто. В большинстве случаев речь идет только об увеличении прибыли.

Компания не может существовать без прибыли.

Да, но компании это живые, сложные организмы, а не просто машины для извлечения прибыли. Таким образом, прибыль не должна быть целью компании, она должна быть результатом хорошей работы. Как человек не может долго прожить без еды и воды, так и компания не может выжить без прибыли. Но я бы никогда не стал сводить цель человеческой жизни только к еде и питью, поскольку они лишь являются необходимыми условиями для жизни, наполненной смыслом.

Что вы думаете по поводу западных компаний, которые вкладывают средства в странах с низким уровнем жизни? Является ли это эксплуатацией, или наоборот помогает экономикам этих стран сократить разрыв с индустриализированными государствами?

Это зависит от мотивации инвестора. Не думаю, что многие из компаний, инвестирующих в Индию или Китай, действительно заинтересованы в улучшении благосостоянии индийского или китайского народа. Чаще всего их интерес заключается в эксплуатации дешевой рабочей силы, что я не одобряю совершенно. Но если компания берет на себя моральные обязательства улучшить качество жизни и помочь Китаю в целом, тогда в извлечении прибыли с использованием дешевой рабочей силы нет ничего плохого. Мировой бизнес может помочь Китаю стать более демократичной страной, построить независимую юридическую систему и обеспечить свободу прессы.

Эти слова не привлекут на вашу сторону противников глобализации.

Я в принципе являюсь сторонником глобализации. В прошлом общества и государства могли самоизолироваться от остального мира, но сегодня это уже невозможно. Глобальные компании должны возглавить список организаций, способных сделать наш мир лучше. В частности, глобально интегрированные корпорации находятся в идеальном положении, чтобы помогать развивающимся странам сократить разрыв с ведущими национальными экономиками.

Вы никогда не сочувствуете антиглобалистам?

Я сочувствую им, когда они напоминают лидерам и компаниям, что есть нечто большее, чем извлечение прибыли. С другой стороны растущая оппозиция глобализации основана на нашем нежелании принять тот факт, что все в мире бренно, то есть все непрерывно меняется. Это одна из основных буддийских мудростей, которую принимают все буддисты.

Такая либеральная позиция довольна неожиданна для человека, некогда называвшего себя монахом-марксистом. Вы по-прежнему считаете себя таковым?

Да, я по-прежнему считаю себя монахом-марксистом. И не вижу здесь никакого противоречия. В марксистской теории упор делается на справедливое распределение богатств. С точки зрения морали это совершенно правильное требование. С другой стороны капитализм ценит только накопление богатства, о перераспределении речь не идет. При наихудшем сценарии богатые богатеют, а бедные становятся беднее.

Почему же тогда вы выступаете против коммунизма и социализма?

Коммунизм? Что такое коммунизм? Китай это коммунистическая страна? (Смеется). Я не знаю. Китайские коммунисты это коммунисты без коммунистической идеологии. Но если вы говорите о социализме, таком какой существовал в Восточном блоке, или существует сейчас в Северной Корее и на Кубе, то я считаю, что такой социализм противоречит человеческой природе, он разрушает способность к созиданию. Для людей недостаточно быть накормленным, иметь одежду и кров. Нам нужна возможность для самореализации. Будда поощрял предпринимателей развивать свои деловые способности для достижения успеха. Успешные люди могут помочь другим.

Но ведь вы долгое время были почитателем Мао Цзедуна. Как вы могли так заблуждаться?

Я и сейчас убежден, что Мао Цзедун был марксистом, который хотел помочь рабочим и крестьянам, по крайней мере с начала и до примерно середины 1950-х. В середине 1950-х я провел полгода в Пекине и еще четыре месяца путешествовал по другим районам Китая. Мне показалось, что партийное руководство было очень преданно своему делу.

Что в Мао произвело на вас впечатление?

Он всегда выглядел как крестьянин – одевался очень скромно и даже бедно. А когда говорил, то говорил очень медленно, так что каждое слово приобретало вес. Он никогда не говорил обиняками, никогда не старался польстить. Он всегда высказывался прямо и по существу. Все члены партии, с которыми я тогда встречался, были такими, и это произвело на меня большое впечатление.

А почему Мао потерпел поражение, как вы думаете?

Однажды Мао сказал мне, что коммунистическая партия должна уметь принимать критику, и что самокритика имеет большое значение. Без критики система власти подобна рыбе, вытащенной на берег. Но вдруг в 1957 всех членов партии, позволявших себе критические высказывания, убрали. И это стало концом маоизма. Система развалилась из-за собственного высокомерия и отсутствия самодисциплины. Отмена частной собственности привела к тому, что многие богатства попали в руки партийной элиты, которая очень быстро стала править в авторитарном стиле, практически как аристократия прежних времен.

Какую роль, по-вашему, играет в экономике государство?

Это очень трудный вопрос. Я не думаю, что на государственном уровне возможно достичь равенства. Государство может принести большой вред. Поэтому я предостерегаю от того, чтобы на правительства возлагались слишком большие надежды в вопросах перераспределения или регулирования финансовых рынков. Люди всегда найдут путь в обход пусть даже и самых лучших правил и законов. По-вашему, недостаточное регламентирование стало причиной кризиса? В Соединенных Штатах законы неплохие, но ответственность требует от нас большего, чем просто законопослушность.


Jörg Eigendorf, WELT ONLINE
Перевод с английского Натальи Иноземцевой