Сохраним Тибет > Паломники за прогресс
Паломники за прогресс6 августа 2009. Разместил: Ing |
В опубликованном в 1894 и вызвавшем много споров рассказе о жизни Христа (Неизвестная жизнь Иисуса Христа) русский журналист Николай Нотович утверждает, что именно в Хемисе, небольшом городке в сорока километрах от Ле он обнаружил рукопись апокрифического евангелия «Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих». Апокриф повествует о путешествиях Иисуса по Индии и Восточной Азии.
Связь Хемиса с христианством до сих пор не доказана, зато не вызывает никаких сомнений, что на протяжении последних 400 лет этот небольшой город стал одним из самых значимых мировых центров буддизма Махаяны. Путешествие в Хемис, расположенный на высоте 3600 метров – не для слабых духом. Примерно за два километра до монастыря исчезают какие бы то ни было признаки дороги. Наш водитель сообщил, что дальше придется идти пешком. Любители трекинга по достоинству оценят подъем к монастырю. Остальным путь по крутым склонам и каменистым тропинкам покажется выматывающим. За долгие годы город Хемис стал неотделим от монастыря. Большинство местного населения перебрались в Ле и соседние деревни, расположенные чуть ниже. Единственные обитатели – 350 монахов, которые живут здесь и занимаются практиками в аскетичной простоте, с минимальным комфортом и при температурах, приближающихся к экстремальным. Монастырь Хемис был основан в 1672 году школой Друкпа, ведующей свое начало от Наропы. Сегодня это старейший и богатейший монастырь Ладака. Большинство монахов приходят в монастырь в возрасте пяти лет. Именно в этом возрасте они начинают постигать буддийскую мудрость. В следующие 10 – 15 лет они живут здесь в полной изоляции, лишь изредка отправляясь в Ле за необходимыми продуктами. Кроме занятий никаких развлечений нет. Поэтому неудивительно, что одним из самых долгожданных дней в календаре является ежегодный праздник, который проходит в Хемисе в последнюю неделю июня, или в начале июля. Именно на этот праздник приехали и мы, чтобы отметить день рождения Гуру Падмасамбхавы, который в восьмом веке принес тантрический буддизм из Индии в Тибет и Бутан. В этом году путешественники могли увидеть необычное зрелище. Цепочка из монахов в бордовых одеяниях двигалась по горам, совершая 400-километровое паломничество из Манали в Хемис, в котором принимали участие 750 последователей школы Друкпа во главе с 12-м Гьялвангом Друкпой, нынешним главой школы. По дороге монахи собирали в мешки пластиковые бутылки, обертки и жестяные банки, разбросанные туристами со всего мира. Своим переходом через коварные горные перевалы паломники хотели привлечь внимание к очень современной проблеме – глобальному потеплению. В дороге они собрали около 60 тысяч пустых пластиковых бутылок, 10 тысяч оберток и сотни жестяных банок из-под напитков. В деревнях на своем пути паломники раздавали поддающиеся биологическому разложению матерчатые сумки, тем самым ясно и недвусмысленно говоря: «Нет пластику!». Праздник начался, когда монахи вернулись из паломничества. С самого начала ритуалов, к которым монахи готовятся несколько месяцев, стало ясно, почему этот крошечный город так влечет к себе туристов со всего мира. Люди забирались на крыши домов, чтобы получше видеть красочные костюмы монахов, танцевавших ритуальные танцы, посвященные Будде. В середине праздника из одного из окон вывешивают большую танку с изображением Гуру Падмасамбхавы. Приехавшие на праздник туристы могут также купить разнообразные сувениры. Ладакцы наперебой предлагают разные поделки, серебряных и золотых черепашек, экзотические тибетские украшения и старинные подсвечники. Но подлинные сокровища хранятся в музее Хемиса, одном из старейших хранилищ буддийского искусства. Музей открыл свои двери для посетителей всего два года назад. В нем выставлены предметы искусства, хранившиеся в монастыре на протяжении более 400 лет. А некоторым из представленных здесь замысловато украшенных танок по тысяче лет. По окончании дневных торжеств буддисты из стран Юго-Восточной Азии выстроились в очередь за благословением 12 Гьялванга Друкпы. 46-летний Гьялванг Друкпа сочетает в себе современность и традицию. Когда он не в Хемисе, то общается со своими последователями во всем мире через блог. Его речь пересыпана просторечными междометиями, и он не расстается со своим смартфоном. Но он предостерегает молодежь от попыток найти короткие пути к просветлению и говорит, что «Интернет не может быть вашим гуру». С этими словами полностью согласились бы монахи, которые после нашего отъезда из крошечного городка, примостившегося на крутых гималайских склонах, еще на один год останутся в изоляции для продолжения своих занятий. КАК ДОБРАТЬСЯ В Ле можно долететь прямым рейсом из Дели или Мумбая. Последние полчаса полета вы будете наслаждаться завораживающим видом на Гималаи, разворачивающимся внизу. Хемис находится примерно в 40 километрах от Ле. Местное такси довезет вас до места праздника и обратно примерно за 2500 рупий. Также в дни фестиваля из Ле в Хемис каждый час ходят автобусы. КОГДА ЛУЧШЕ ВСЕГО ЕХАТЬ Фестиваль обычно проходит в последнюю неделю июня, или в первую неделю июля. ГДЕ ЖИТЬ В Хемисе нет гостиниц. Вам придется остановиться в Ле, где есть самые разные гостиницы на любой карман. ГДЕ ПОЕСТЬ В Хемисе нет ресторанов. Можно взять с собой бутерброды, поскольку праздник длится целый день до вечера. Воду можно купить на месте. В Ле же множество ресторанов, в которых подают блюда как индийской, так и континентальной кухни. Тибетскую еду лучше всего пробовать в ресторане Tibetan Kitchen. В дни фестиваля ни в одном ресторане Ле не подают мясо. ГДЕ ПОКУПАТЬ СУВЕНИРЫ Традиционные буддийские танки, шали из пашмины, статуэтки тибетских богов можно купить в сувенирных палатках, расставленных за стенами монастыря Хемис. Там же продаются и более дорогие традиционные тибетские украшения из серебра и драгоценных камней. Mandakini Gahlot, Indian Express Перевод Натальи Иноземцевой |