Сохраним Тибет > Выбор жизненного пути
Выбор жизненного пути12 августа 2009. Разместил: savetibet |
Принести максимальную пользу не только себе, но и людям - предпочтение не мальчиков, а настоящих мужчин.
Маленькому Замбе из поселка Аршан 9 лет. Вот уже несколько недель в хуруле Гедден Шеддуб Чойкорлинг он постигает азы ритуалов, тибетского языка под началом буддийского монаха Нгаванга Лодоя. Вместе с Замбой здесь учатся еще пятеро ребят разных возрастов. Монашество - определенный образ жизни, который, несомненно, требует адаптации. Период этот длится от шести месяцев до полутора лет. И только по прошествии этого времени, если нет претензий с обеих сторон - хурула и послушника, он может принять обет и облачиться в монашеское одеяние. А пока Замба, Очир, Дорд-же, Лобсан, Далер и Сергей ежедневно учатся письму и чтению на тибетском языке, знают наизусть некоторые молитвы. Позже вместе со своим учителем они планируют изучать основы буддийской философии. «Обучение и послушание - основа, после которой в дальнейшем они могут отправиться в Индию или Тибет, чтобы продолжать учиться», - пояснил лама Наванг. Сам наставник почти 15 лет проживает в Калмыкии. Он обучался в буддийских монастырях Индии и Тибета, выпускник крупнейшего буддийского университета Дрепунг Гоманг. Долгое время был настоятелем Лаганского хурула, жителей района называет своей родней и земляками. С 2004 года исполняет обязанности администратора в Центральном хуруле “Золотая обитель Будды Шакьямуни” и является наставником. Меня удивил серьезный подход к набору будущих послушников. Но более всего то, что ребята сами отдали предпочтение монашеской жизни. Ведь сейчас не каждый взрослый откажется от мирских удовольствий. Это довольно серьезный шаг, может, не совсем взвешенный, но воля была такова. Как сказали сами ребята, папам и мамам просто пришлось принять выбор своих детей. dscn8611Ребята, помимо монашеского, получат среднее образование. Планируется, что знания по таким предметам как калмыцкий язык, математика, литература и другие школьные дисциплины, ребята будут изучать либо в хуруле, либо в соседней гимназии поселка Аршан. После обучения в Калмыкии, они продолжат образование в Индии или Тибете. Кроме того, у них есть возможность получить помимо сана священнослужителя другую специальность - переводчика, юриста, историка и т.д. Самый старший из ребят, Лобсан, учится в нашем КГУ на факультете СПО уже год. По окончании получит специальность “буддолог”, он планирует продолжить свое образование в Индии. Лобсан из Краснодара и Далер из Башкирии узнали о возможности стать буддийскими монахами достаточно давно, они приехали в Калмыкию и остались здесь. Спустя довольно продолжительное время они приняли обеты монашеской сангхи. Посвящение в этот монашеский сан дал сам держатель трона университета Дрепунг досточтимый геше Лобсан Темпа, который по приглашению Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче провел у нас некоторое время. Каждый день у ребят проходит по строгому расписанию: они просыпаются в 6.30, и с самого утра до вечера занимаются письмом и чтением на тибетском языке. Они знают наизусть несколько священных текстов и уже помогают проводить ритуалы в центральном хуруле. Их наставника удивляет то, что эта группа в отличие от своих предшественников, не очень-то любит смотреть телевизор. Веселые ребятишки проводят все свободное время в общении друг с другом. Им, однако, нельзя выходить за территорию хурула, да и по словам послушников, незачем. Ведь они находятся на полном обеспечении: питание, одежда, книги, вплоть до зубной пасты приобретается на средства хурула. В единственный выходной, воскресенье, ребят забирают родители или родственники из Элисты. Послушникам, веселым и озорным, учеба совсем не в тягость. Думаю, они никогда не пожалеют о сделанном выборе и будут продолжать свой путь, каким бы трудным он ни показался. Евгения Сарлова Хальмг Yнн |