Сохраним Тибет > Будда – первопроходец в борьбе за права человека
Будда – первопроходец в борьбе за права человека13 августа 2009. Разместил: savetibet |
В конце VI века до нашей эры общество в Индии подчинялось строгой классовой системе, принадлежность к группам в которой определялась только рождением: эти группы назывались варны (буквально – «цвета») или касты (от португальского «casto» чистый). Шуниты относились к самой низшей касте. Хотя Будда и принадлежал к касте знатных повелителей, для него это ровным счётом ничего не значило. Во встречавшихся на его пути людях он ценил лишь внутренние качества и желание развиваться.
Мужчины и женщины, выходцы из всевозможных социальных слоёв, находили в Будде брата и учителя, который, будучи человеком высокорождённым, снова и снова словом и делом доказывал, что истинное величие человека не в его социальном происхождении, могуществе или богатстве, но в его способности взирать на мир с чистотой и состраданием, в силе практики добродетели. Будда таким образом ставил мораль и духовность выше всех прочих общественных традиций (1). Будда высоко ценил внутренние качества, присущие человеку. Эти достоинства, нравственные и духовные, подсказывают нам, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Эти благие качества развиваются в человеке благодаря духовному совершенствованию и следованию нравственным принципам. Такое понимание внутренних качеств позволяет нам найти объективные основания для преодоления классовых и расовых предрассудков, оставив эмоции в стороне. Будда неустанно повторял это во время каждого своего учения (2). Всякий раз Будда решительно выступал против кастовой системы. Хотя такое заявление было немыслимым для того времени (и до сих пор кастовая система в Индии очень сильна, она даже укрепилась после перехода от брахманизма к индуизму в первом тысячелетии нашей эры), его всё же слушали с почтением, ведь он внушал уважение, служил примером для многих… и его учение обладало нерушимой логикой. Будда избегал словесных поединков, но когда это было действительно необходимо, он с лёгкостью выходил из них победителем, благодаря своему острому уму и невозмутимому спокойствию (3). Будда впечатлял современников своим отношением к общественному устройству: решительным, но миролюбивым. Даже если он не одобрял чьё-либо поведение или обычай, он никогда не допускал эмоций, способных привести к насильственному действию, даже на уровне мысли. Но, тем не менее, когда Будда чувствовал необходимость выступить против глупости или несправедливости, то он не жалел усилий, чтобы переубедить собеседников, которым были присущи ошибочные воззрения на социальное устройство и расовая дискриминация ( эти две вещи были тесно связаны в обществе того времени). Будда дал множество учений на эту тему. Он, например, утверждал, что биологические различия внутри человеческого вида минимальны (4). Рассуждая на эту тему, Будда стремился убедить оппонента с помощью логических доводов. Простого согласия ему было недостаточно, и уж менее всего ему нужна была простая победа в споре. Будда известен нам не только как борец с кастовыми предрассудками, но и как учитель, способствовавший созданию женской монашеской общины. Некоторые из монахинь давали учение мужчинам, и Будда высоко оценивал их умственные способности. Такое отношение было, мягко говоря, удивительным для существовавшего культурного контекста, в высшей степени патриархального, это была своего рода революция. Гаутама, родившись мужчиной и создав универсальную религию, был действительно выдающимся человеком (5). Из всего выше сказанного мы можем заключить, что Будда был первым великим учителем социальной справедливости или того, что конституции демократических стран называют правами человека. Ниже приведены слова Будды – цитаты из Сутта-Питаки: (1) «Не по рождению определяют высшую и низшую личность, а делами своими человек подтверждает эту принадлежность» – Vasala Sutta, Sutta-Nipâta I, 7, Khuddaka-Nikâya (2) «Настоящего дикаря можно распознать по пяти изъянам. Он не практикует добродетели. Он пребывает во всевозможных суевериях, доверяя магии и колдовству. Он верит в них вместо того, чтобы распознать психологические и материальные связи между причиной и следствием. Он предпочитает делать подношения тем, кто того не заслуживает вместо того, чтобы поддерживать монашескую общину» – Candâla Sutta, Anguttara-Nikâya V.175 (3) «Достойный человек превосходит всех, кто считает себя таковым по высокому рождению; он достоин потому, что наделён знанием и добродетелью. Такой человек является достойнейшим в мире людей и богов» – Ambattha Sutta, Dоgha-Nikâya 3 (4) «В отличие от большинства растений и животных, биологические различия внутри человеческого вида столь малы, что их можно считать условными» – Vâsettha Sutta, Majjhima-Nikâya 98, а также в Sutta-Nipâta III, 9, Khuddaka-Nikâya (5) «Каждому под силу быть добродетельным и миролюбивым. Истинная чистота определяется состоянием ума и совершенными поступками, она доступна каждому без исключения, вне зависимости от касты» – Assallâyana Sutta, Majjhima-Nikâya 93. Текст статьи составлен Габриелем Биттаром, доктором наук, преподавателем филогенетики в Женевском и Лазанском университетах. Перевод с французского Надежды Дегтяренко |