Сохраним Тибет > Власти провинции Цинхай переселили в кирпичные дома 50 тысяч тибетских скотоводов

Власти провинции Цинхай переселили в кирпичные дома 50 тысяч тибетских скотоводов


1 сентября 2009. Разместил: savetibet
Власти материкового Китая объявили, что к 2010 году в общей сложности 55700 тибетских скотоводов из расположенного в провинции Цинхай природного заповедника “Саньцзянъюань” будут переселены в кирпичные дома, сообщает TibetanReview.net. С 2005 года почти 50 тысяч кочевников вывезены из региона в соответствии с программой переселения, которую Пекин оправдывает необходимостью защиты экосистемы Цинхай-тибетского плато, тогда как защитники прав тибетского народа обвиняют китайские власти в разрушении древней кочевой культуры, основанной на уважении к природе.

"В течение нескольких последних лет в общей сложности 49 631 человек из 10 579 семей вывезены из заповедника, - заявил 24 августа агентству Xinhua заместитель начальника управления охраны экологии и строительства “Саньцзянъюань” Ли Сяонань (Li Xiaonan). – В этот процесс вложено более 300 млн юаней; построена социальная инфраструктура для 86 переселенческих общин". Китайские власти уверяют, что постоянное пребывание скота превратило часть заповедника, где берут свое начало реки Янцзы, Хуанхэ и Ланьцанцзян (Меконг), в пустыню.

Выросший в пастушеской семье этого природного заповедника Ринчен Таши, ныне аналитик по проблемам Китая в правозащитной организации International Campaign for Tibet в Вашингтоне, в беседе с VOA News опроверг пекинскую критику образа жизни кочевников. "Тибетские кочевники живут в этой местности тысячи лет – из поколения в поколение. На самом деле они являются наилучшей защитой для окружающей среды в этом регионе", - говорит он. По его словам, для предотвращения опустошения пастбищ пастухи с переменой времен года перемещают свои стада с одного места на другое. К тому же они воспитываются в атмосфере уважения к экосистеме региона, подчеркивает тибетский правозащитник.

Когда он сам был ребенком, вспоминает Ринчен Таши, то нередко собирал цветные камешки и приносил их домой поиграть, но дедушка велел отнести их назад. "Мой дед был пастухом, и никогда не ходил в школу. Но что касается окружающей среды в этой местности – у него, можно сказать, была докторская степень!" – отмечает он. Одним из факторов, влияющих на экологические проблемы региона, является глобальное потепление, считает Ринчен Таши. Но наибольший ущерб наносят, по его мнению, такие правительственные проекты в сфере развития инфраструктуры, как разработка рудников и строительство железных дорог.

Власти помогают кочевникам приспособиться к новой оседлой жизни, предоставляя им обучение, школы и займы, подчеркнул далее заместитель начальника управления охраны экологии и строительства “Саньцзянъюань”. В 2008 году ежегодные доходы на душу населения выросли в деревне до 2 тысяч юаней (300 долларов) – вдвое больше, чем тибетцы добывали скотоводством, добавил он.

Но при этом тибетские скотоводы остаются бедными по сравнению с большинством китайцев, отмечает правозащитник Джон Айсом (John Isom) из ‘Tibet Justice Center’ в Калифорнии. Пекин, указывает он, заставляет тибетских кочевников полагаться на государственные подачки, лишая их экономической независимости. "Принудительное изъятие людей из той жизни, которую они знали в течение веков, чтобы привязать их к бетонным стенам, в которых они никогда не жили прежде, создает культурный геноцид, - говорит он. – Нельзя силой изъять людей и поместить их в окружение, где они не понимают, как заработать на жизнь, а затем выдавать им пакеты с рисом, тогда как они исторически рисом даже не питались. Они выращивали ячмень".

В заметке Xinhua упоминается 48-летний Таши Дондруп (Тashi Dondrup), переехавший четыре года тому назад из заповедника в деревню переселенцев в уезде Хэнань провинции Цинхай. Пять из шести членов его семьи учились по программе правительства резьбе по камню. Теперь, по его словам, местное правительство решило создать компанию каменной скульптуры, основанную на коллективных вложениях 700 переселенцев деревни.

В еще одной деревне переселенцев, в уезде Мацень (Maqen), бывшие скотоводы получили другое занятие на 8-часовой рабочий день – вязать ковры в тибетском стиле. Но не так уж трудно заметить, что эти специальности едва ли принесут переселенцам надежный доход, учитывая, что для потребления их продукции необходимо наладить массовые заезды туристов из богатых провинций Китая.

Такая политика, подчеркивает Джон Айсом, позволяющая китайским властям установить более жесткий контроль над тибетским населением, проводится не только в провинции Цинхай, но также в провинциях Ганьсу, Сычуань, Юньнань, в Тибетском автономном районе. Когда-то в провинции Цинхай, отмечает правозащитник, насчитывалось около 600 тысяч кочевников, и, по официальным данным, 90% из них переселены со своих пастбищ. Пекин заявляет, что в 2010 году намерен завершить переселение оставшихся нескольких тысяч тибетских скотоводов.

Валерий Никольский