Сохраним Тибет > Тибетские регионы встречают 60-летие пекинского режима в условиях слежки и военных ограничений

Тибетские регионы встречают 60-летие пекинского режима в условиях слежки и военных ограничений


1 октября 2009. Разместил: savetibet
В период юбилейных мероприятий по случаю 60-летия пекинского режима тибетцы сталкиваются с растущим присутствием войск в населенных тибетцами регионах Китая, а также с ограничениями на религиозную практику и поездки.

«Внешне центр выглядит лучше, но внутри нет, ― сказал в беседе с автором Christian Science Monitor владелец одного из тибетских магазинов Лхасы, имея в виду реставрацию центра столицы Тибетского автономного района (ТАР). ― Они кое-что улучшили, но мы по-прежнему несвободны».

В частных разговорах многие выражают уверенность, что после выступлений весны 2008 года в тибетских регионах появились переодетые агенты общественной безопасности, которые следят за любыми проявлениями недовольства. Подобная слежка ведется даже во Дворце Потала, считают тибетцы. «Если я иду во Дворец Потала, переодетые монахи прислушиваются к тому, что я говорю туристам», ― сказал один из экскурсоводов. По его словам, когда туристы спрашивают о событиях марта 2008 года, он и его коллеги предпочитают «играть в молчанку».

Вокруг Дворца Потала и монастыря Джоканг размещены крупные подразделения сил безопасности, сообщил Radio Free Asia (RFA) один из жителей Лхасы. «Опасаясь тибетских протестов, китайские власти закрыли в Джоканге все храмы, кроме главного, ― добавил он. ― Раньше внутри Джоканга нельзя было увидеть солдат ― только монахов. Но с 24 сентября внутри размещены шесть солдат вооруженной милиции, которые следят за тибетцами, приходящими посмотреть и помолиться в главном храме».

Вокруг монастыря Джоканг с приказом «демонстрировать силу» ходят насчитывающие по 10 солдат патрули вооруженной милиции и армии, сообщил другой местный житель.

По его словам, тибетцы из других частей ТАР не могут попасть в Лхасу. При проверках документов особенно придирались к тибетцам из исторических провинций Кхам и Амдо, добавил он: «если нет соответствующих разрешений – заставляли вернуться домой». Патрули подвергают «тщательной проверке» даже тех, кто приезжает из деревень и пригородов Лхасы. «В различных пунктах въезда установлены специальные блокпосты, на которых останавливают всех тибетцев, направляющихся в Лхасу», ― отметил он.

Несколько сотен солдат вооруженной милиции постоянно размещены вблизи монастыря Ганден, расположенного в 47 км от Лхасы в уезде Шангри-ла провинции Юньнань. После того, как в связи с участием в весенних выступлениях 2008 года из монастыря Ганден были исключены около 500 монахов, пишет Christian Science Monitor, монахи предпочитают выражаться пропагандистскими шутками: «Зачем здесь солдаты (вооруженной) милиции? Конечно же, потому, что хотят изучать рукописи и философию». По сообщению Синьхуа, в конце июля китайские власти снесли «главный павильон» монастыря, который будет «повторно построен» только к концу 2009 года.

Утром 24 сентября, как сообщило официальное пекинское агентство «Zhongguo Xinwen She», в Лхасе были «с полным успехом» проведены боевые учения по разминированию взрывных устройств и предотвращению «внезапных нападений террористов».

Подобные «антитеррористические» учения прошли также в уезде Карцзе Ганьцзы-Тибетского автономного округа, относящегося к исторической провинции Кхам. «На центральную площадь города, где в прошлом году протестовали тибетцы, прибыла колонна из 30 машин с солдатами вооруженной милиции», ― сообщила одна из местных жительниц. «В разных местах города Карцзе размещены вооруженные подразделения сил безопасности, которые проводят тренировки по подавлению тибетских выступлений», ― добавила она.

Как сообщают представители туристических агентств в Катманду, китайские дипломаты в Непале прекратили выдачу разрешений на поездки в Тибет. «Cотрудники китайского посольства прекратили выдачу разрешений на Тибет 21 сентября, ― сказал один из представителей индустрии путешествий в столице Непала, ― и это ограничение перестанет действовать только после 8 октября». По словам другого жителя Катманду, занимающегося организацией путешествий, туристам из числа тибетцев, приехавшим из-за рубежа навестить родственников, «приказали до 1 октября покинуть Тибет».

Кстати, официальный представитель МИД КНР Цзян Юй в ходе регулярной пресс-конференции 29 сентября в Пекине пояснила, что «официального запрета на поездки иностранных туристов в Тибет» на период Национального праздника нет, но некоторые туристические агентства Лхасы «могли внести изменения в расписание поездок определенных групп». При этом она сослалась на большое число предварительных заявок, поступивших в агентства, хотя упомянула лишь о 50 иностранцах в составе 12 групп. Те же доводы привел 24 сентября заместитель главы управления по туризму ТАР Ван Сонпин (Wang Songping), хотя в русскую версию сообщения Синьхуа прокралась более чем забавная опечатка: «Въезд иностранных туристов в Тибет не органичен». Иными словами, турагентствам придется разбираться с претензиями зарубежных путешественников на свой страх и риск, без возможности сослаться на официальные уведомления властей.

В день, когда начнутся торжества по случаю 60-летия, немногочисленные тибетские участники, отобранные правительством, наверняка будут восхвалять достижения китайского руководства, сказал Christian Science Monitor один из владельцев тибетских магазинов в Лхасе, добавив, что он и другие тибетцы вместо этого «пойдут в монастырь, чтобы помолиться за мир».

Валерий Никольский

Смотрите также:



Какая она - современная тибетская молодежь Лхасы, города в состоянии осады, в котором, куда бы вы ни пошли, впереди и сзади вас будут маршировать патрули вооруженных солдат? Молодые люди, с которыми мы встречалась в караоке-барах, попивая пиво, повторяли на ломаном английском «no future» (нет будущего). Но мы хотели узнать больше. Репортаж Мари Лувиль, Даниэля Фотера и Жерара Лемуана для программы «Envoyé spécial» телеканала «France 2».




Короткометражный фильм Центральной тибетской администрации (Дхарамсала, Индия) выпущен 21 марта 2009 года.
Предупреждение: фильм содержит сцены насилия и жестокого обращения
с задержанными тибетскими монахами и мирянами.