Сохраним Тибет > Интервью Богдо-гэгэна IX Джебцзундамба-хутухты агентству "Монцамэ"

Интервью Богдо-гэгэна IX Джебцзундамба-хутухты агентству "Монцамэ"


12 ноября 2009. Разместил: savetibet
Монгольский Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба-хутухта находится в Монголии по приглашению главного монастыря страны – Гандантэгчинлин. Он удостоил своим посещением дуган Жанрайсэг, поклонился великому Очирдара, в большом Цогчин-дугане принял участие в хурале, где обратился ко всем верующим Монголии. Также он даровал лундэн (буллу) о приглашении на трон седьмого хубилгана (перерожденца) Манджушри-хутухты и провел церемонию его интронизации.

Великий Богдо чувствовал себя неважно, но очень старался посетить Монголию. Корреспондент агентства "Монцамэ" Д. Догсмаа взяла у него краткое интервью.

– Осень в Монголии – это время, когда у каждого человека в душе радость и благодать. В такое время Вы, Великий Ринпоче, посещаете страну. Благодарю Вас от имени всех верующих. Не могли бы Вы поделиться впечатлениями от поездки?


– Я очень рад посещению Монголии по приглашению монастыря Гандантэгчинлин и встрече с Вами. В мире много мест, где проповедуют буддизм и много мест, где его нет. Встретить буддийскую религию – религию великого пути спасения – это большое везение. Далай-лама сказал, что Монголия имеет давнюю связь с религией Будды, может и дальше развивать буддийскую традицию. Мой нынешний визит связан не с поисками золота или денег, а с развитием буддизма.

Хочу сказать всем, ламам и ученикам, что Богдо-гэгэн VIII, его хутухты, хубилганы, преодолев трудные времена, дали независимость Монголии, и всем вам передали суверенное Государство Монголия. Богдо-гэгэн I когда-то тоже сыграл большую роль в трудное время.

Сегодня граждане Монголии имеют свободу вероисповедания. В это прекрасное время надо развивать религию Будды. Религия Будды – это не только внешние проявления. Даже если есть монастыри и дуганы, будет трудно, если нет внутренней веры. Главным должно быть понимание буддизма и осознание веры. Поэтому ламы и хувараки должны в храмах и монастырях вести религиозную деятельность согласно канону, поддерживать между собой и между верующими дружественные отношения, проводить разъяснительную работу о роли и значении религиозных учений и книг. Тогда долго будет жить религия Будды. Долгая жизнь религии Будды – это путь обретения счастья всеми живыми существами. Сейчас в Монголии эпидемия гриппа. Настоятельно советую для блага себя и остальных провести специальные хуралы с чтением книг. Очень важно, что вера в Будду всех лам и учеников очень глубока. Мне это очень приятно.

– Прошло много лет после выявления Вас девятым хубилганом Богдо. Была ли у Вас связь с монголами в течение этого времени?


– Связь всегда есть. Через молитвы старых людей, через молитвы истинно верующих. Когда молятся: "Мой Богдо", монголы, верящие в Будду, имеют крепкую связь с девятым Богдо, тем более, через религиозное учение. Богдо имеет связь с верующими, как отец с детьми, как учитель с учениками. Поэтому Богдо и его ученики имеют крепкие религиозные связи. Сейчас у Богдо есть много учеников.

– Раньше в Монголии было время, когда учение Будды было под запретом. Как Вы рассматриваете то время?

– В то тяжелое время трудности были не только у религии, но и у всех верующих. Далай-лама говорил: "Монголы Вас пригласят, или нет? Вы у них в душах и мыслях". Как монголы не потеряли драгоценную веру в Богдо, так и я ни на минуту не терял духовную связь с монголами. Я очень, очень старался приехать в Монголию. Человек не вечен. Очень важна связь "учитель – ученик". Умереть, не посетив Монголию, было бы очень плохо в отношении религиозной связи. Были дела, которые я должен был выполнить. Я должен был приехать в Монголию, как Бодхисаттва, отвечающий за нее.

– Какую Вы видите разницу в развитии религии Будды между прошлым и настоящим? Что надо делать дальше, чтобы она не пришла в упадок?

– Ныне монголы живут в свободном обществе, где каждый может определять, что делать или не делать. В такое время народ и религиозные лидеры не должны забывать о религиозном образовании. Не сравнить состояние религии в прошлом и настоящем. Раньше религия принадлежала высоким ученым ламам. Об этом свидетельствует тот факт, что в Монголии родились многие ученые ламы Тибета: Геше Агванчойдон, Гоман-Хамбо бурят Тувдэнням и многие другие. Я не могу говорить, что надо делать так или этак, чтобы религия Будды не пришла в упадок. Причина в том, что это зависит от держателей религии, ее учений. Потому молодые держатели религии должны стремиться искать пути образования. Тогда буддизм будет развиваться долго.

– Где и как Вы переродитесь в будущем, Великий Хутухта?

– Монголы – очень верующий народ. Его Святейшество Далай-лама об этом много раз говорил. Поэтому все должны умножать добродетели и благопожелания. Тогда десятый Богдо может переродиться в Монголии.

– Очень интересно Ваше детство, кто впервые выявил Богдо-гэгэна IX?

– Я родился в 1932 г. в Тибете, в области У. С моего рождения до сих пор со мной связано имя "Монгол". "Этот мальчик является хубилганом Богдо-гэгэна VIII", – так в то время с уважением говорили обо мне монгольские хувараки. Но, как бы опережая мое рождение, в Монголии изменился общественный строй. После этого, можно считать, не осталось людей, почитавших Богдо. Однако, хотя строй изменился, охранители веры и ученики говорили тайком: "Вы и есть Богдо Халха". Мое детство прошло в окрестностях Поталы – дворца Далай-лам. Мой дом был поблизости. На одной стороне улицы – наш дом, на другой жил тибетский лама. В то время власть в Тибете принадлежала высоким ламам. Почему я говорю о ламах-чиновниках? Далай-лама XIII в свое время отправил такого ламу в Монголию в качестве сойбона к Богдо-гэгэну VIII. Тот человек служил сойбоном у Богдо-гэгэна. Когда наступило смутное время (уничтожение буддизма в Монголии красными – прим. перев.), он вернулся в Тибет. Я очень хорошо знал того ламу, поскольку мы жили рядом, по разные стороны одной улицы. Поскольку он был сойбоном у восьмого Богдо, у него было несколько вещей, принадлежавших восьмому Богдо. Однажды на улице, где сушили белье, висело шелковое платье. Сорвав его, я убежал. Так мне рассказывали. В то время мне было три или четыре года.

В четыре года я начал изучать тибетские буквы. Мой учитель – аристократ Радэн Ринпоче тогда имел почти ханскую власть, был государственным чиновником. В то давнее время я немного разговаривал по-монгольски. В семь лет, скрывая, что я Богдо Халха, меня отправили в школу Гоман-дацана как простого ребенка, а не как хубилгана. Когда снизошли охранители Далай-ламы – Нэчунг-чойчжон и Гадан-чойчжон, меня признали хубилганом Богдо Халха.

До 20 лет я занимался изучением буддийской философии в дацане, в результате чего приобретается понимание Пустоты. В 1959 г. по причине трудностей (китайские репрессии после подавления восстания в Тибете – прим. перев.) я ушел в Индию. После этого, как иммигранту, мне в жизни многое довелось преодолеть, все приходилось делать – начиная от занятий земледелием до торговли шерстяными рубашками. В 1991 г. Далай-лама XIV официально утвердил личной печатью: "Истинный Богдо Халха".

– Вы были во дворце-музее восьмого Богдо?

– Сейчас пока не успел посетить. Но в 1999 г. посещал. Пробудились прежние дары. Впечатление было такое, что все пронеслось перед глазами. Очень мало вещей осталось от предыдущего Богдо.

– Каков будет Ваш наказ верующему народу?

– Все вы, каждый в самом себе, старайтесь умножать добродетели и добрые благопожелания. Надо много читать Мани и Мигзэм. Весь смысл буддийского учения содержится в слоге Мани. Думайте о Пустоте и будьте исполненными сострадания. Надо почитать и возносить Авалокитешвару. Надо от всего сердца читать Мани. Ламы и хувараки должны держать в чистоте духовные обеты. Самое главное – миролюбие. Буддийское учение – это соединение метода и мудрости. Метод – это Сострадание, мудрость – это Пустота. В этом состоит их сущность. Мани – это мантра Авалокитешвары. Все Учение Будды умещается в Мани. Нельзя быть недовольным тем, что Мани – краткое учение. Далай-лама уделяет большое внимание постоянному чтению Мани. Учитель Далай-лама наказывал мне давать верующим учения Богдо Цонкапы "Этапы пути Просветления", Ганданлхавжанма, давать посвящение Калачакры. Я уже старый, неважно себя чувствую, потому не могу дать большое посвящение Калачакры. Но я дал лунги на Ганданлхавжанма, Мани, Мигзэм. В них заключается суть учения.

Все меньше остается верующих стариков в новом веке. Но, так или иначе, религия в новом веке нужна обязательно. Религию Будды надо наследовать строго по канону. Ламы и хувараки должны высоко почитать принцип "учитель – ученик" и держать в чистоте духовные обеты.

Перевод с монгольского Ж. Оюунчимэг специально для www.savetibet.ru


Смотрите также:


Богдо-гэгэн IX посетил монастырь Манджушри-хийд в районе Улан-Батора


Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба-хутухта совершит молитвенное чтение – благопожелание многих лет всем верующим Монголии

Богдо-гэгэн IX в Монголии провел интронизацию перерожденного ламы Донхор-хутухты монастыря Манджушри-хийд

Богдо-гэгэн VIII – великий хан Монголии

Буддийский хан: известный и неизвестный Богдо-гэгэн IX

В Дхарамсале начался двухмесячный молебен за здоровье Халха Джецуна Дамбы Богдо-гегена Ринпоче