Сохраним Тибет > Далай-лама дарует буддистам России посвящение тринадцати божеств Ямантаки

Далай-лама дарует буддистам России посвящение тринадцати божеств Ямантаки


17 ноября 2009. Разместил: savetibet

Update! Информация для участников учений Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале

Его Святейшество Далай-лама внес изменения в программу специальных учений для буддистов России, которые состоятся в главном храме Дхарамсалы (Индия) с 24 по 26 ноября 2009 года. Вместо объявленного ранее посвящения Одиночного Ямантаки российским буддистам будет даровано тантрическое посвящение Тринадцати божеств великолепного Ваджрабхайравы (Ямантаки).

С посвящением Ямантаки, относящимся к высшей ануттара-йога тантре, сопряжены определенные обязательства, которые Его Святейшество Далай-лама разъяснит в дни учений в Дхарамсале. Как правило, получение посвящение предполагает ежедневное выполнение практики данного божества, а также чтение ряда текстов, которые будут приведены в буклете, подготовленном для участников учений.

Учитывая чрезвычайно высокий интерес к первым в истории учениям для россиян, можно предположить, что в Дхарамсале соберутся как люди, серьезно практикующие буддизм, так и новички, делающие первые шаги в освоении буддийского учения. По словам Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, «те из участников, кто в данный момент не чувствует в себе решимости ежедневно выполнять практику Ямантаки и соблюдать другие обязательства, могут, тем не менее, присутствовать на посвящении для получения благословения, которое также чрезвычайно полезно для сознания».

Как сообщалось ранее, досточтимый Ело Ринпоче и Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче в начале этого совместно обратились к Его Святейшеству Далай-ламе с просьбой о проведении в Дхарамсале первых учений для буддистов России. Первоначально Его Святейшество Далай-лама остановил свой выбор на тексте Атиши Дипанкары Шриджняны «Светоч на пути к Пробуждению». Однако впоследствии, по просьбе Ело Ринпоче, Его Святейшество принял решение также даровать российским буддистам посвящение в тантру Ямантаки. По предварительной договоренности, в последующие два года Его Святейшество даст россиянам посвящения и в две другие важнейшие тантры школы Гелуг – Чакрасамвары и Гухьясамаджи.

На протяжении последних лет множество учеников просили Ело Ринпоче даровать им посвящения Ямантаки, Гухьясамаджи и Чакрасамвары, однако, осознавая важность получения высших тантрических посвящений непосредственно от Его Святейшества Далай-ламы, Ело Ринпоче обратился с этой просьбой к духовному лидеру буддистов, которая и была удовлетворена.

«Желая помочь практикующим буддистам и понимая необходимость распространения полного Учения Будды в нашей стране», Ело Ринпоче также объявил о проведении коллективных затворничеств после каждого из посвящений. В 2010 году состоится затворничество по тантре Ямантаки.

По словам Ело Ринпоче, в коллективном затворничестве смогут принять участие все, кто заинтересован в коллективной практике Ямантаки. О времени, месте проведения затворничества, а также его продолжительности будет объявлено дополнительно. Затворничества будут проведены в нескольких географических точках России для того, чтобы избавить их участников от чрезмерных транспортных расходов.

Желаем удачи и следите за дальнейшими объявлениями на нашем сайте!

О ВАДЖРАБХАЙРАВЕ (ЯМАНТАКЕ)

В буддизме Ваджраяны под Ваджрабхайравой (Ямантакой) понимают гневное медитационное божество (идам) с головой быка, относящееся к классу высшей йога-тантры, а также защитника Дхармы. Ямантака является одним из трех главных медитационных божеств (идамов) школы Гелуг наряду с Чакрасамварой и Гухьясамаджей. Ямантака ― также один из основных идамов школы Сакья, где он предстает в разных образах (с различными мандалами). В обеих школах Ямантаку считают гневным воплощением Манджушри, Будды мудрости. В других школах тибетского буддизма Ямантака считается наиболее почитаемым защитником Дхармы. Связанные с ним тайные практики включают различные ритуальные действия, предпринимаемые для разных целей. В школах Ньингма и Кагью существуют раскрытые терма, связанные с Ямантакой. Известно об одной такой практике и в традиции Дрикунг Кагью.

Терминология
В переводе с санскрита «Ваджрабхайрава» означает «Угрожающий». Вне зависимости от формы, Ваджрабхайрава всегда изображается как существо вселяющее страх, ужасное, пугающее. Но страшен не только его внешний облик ― согласно тантре Ваджрабхайравы, своею силою он способен одолеть всех злобных духов, включая Владыку смерти, Яму. Вот почему его также называют «Ямантакой», Победителем смерти. В зависимости от манифестации тибетцы называют его «Шиндже» (gSin-rje-gesed), или, если речь идет о форме с головой быка, то (Дордже Джигжед) (rdo-rje 'jigs-byed). Термин «Ямантака» используется в более общем контексте, нежели «Ваджрабхайрава», относящийся именно к идаму с головой быка в школах Гелуг и Сакья.

Многообразные формы Ваджрабхайравы (Ямантаки)
В одном только собрании мандал Нгор традиции Сакья перечисляется восемь различных форм синего/черного Ваджрабхайравы с головой быка (в число которых входят и две гелугпинские) и четыре красных формы Ракта-ямари, или синих Кришна-ямари, не имеющих головы быка.

Описание Ваджрабхайравы
В традиции Гелуг используются две основных формы: 1) Одиночный герой (Экавира) и 2) Ямантака в союзе со своей супругой Ваджраветали (эта форма именуется «Ямантакой тринадцати божеств», поскольку в его мандале есть еще двенадцать божеств). Главное божество в обоих случаях выглядит одинаково.

Базовая двурукая форма Ваджрабхайравы ― иссиня-черного цвета, с головой разъяренного быка, двумя острыми рогами, концы которых объяты языками пламени. У него три алых, налитых кровью глаза; клубы черного дыма вырываются из его сморщенного от ярости носа; его пасть широко раскрыта, четыре острых клыка обнажены; язык сверкает, как молния; оранжевые брови взмывают ввысь, словно языки пламени. Ступни и ладони ― красного цвета, а ногти подобны железным крюкам.

У полной формы Ваджрабхайравы девять голов: центральная ― голова быка, самая верхняя ― голова желтого Манджушри со слегка гневным выражением лица. Три головы справа от центральной ― желтая, синяя и красная; а слева ― дымчатая, белая и черная. У каждого лица по три широко раскрытых глаза, обнаженные клыки и выражение, вселяющее страх. Коричневые волосы взмывают ввысь, словно языки пламени. У него тридцать четыре руки и шестнадцать ног. В первой паре рук над сердцем он держит закругленный нож, а под сердцем ― чашу-капалу. В остальных руках он держит разнообразные виды оружия; а во второй и последней руках также ― свежеснятую шкуру слона. Он облачен в браслеты, ожерелья и пояс из костяных украшений, ожерелье из змей и длинные четки из пятидесяти человеческих голов. Правые ноги согнуты в коленях и попирают тела человека, животных и различных божеств. Левые ноги вытянуты и стоят на телах восьми птиц и различных божеств. Он стоит на солнечном диске и многоцветном лотосе в окружении языков пламени изначального осознавания.

Назначение
Ануттарайога-тантра разделяется на отцовскую (pha-rgyud) и материнскую (ma-rgyud) тантры. Практики отцовской тантры в основном задействуют энергетические ветра для проявления тонких форм, именуемых иллюзорными телами (sgyu-lus), которые служат непосредственной причиной для достижения тела рупакаи (gzugs-sku). В материнских тантрах описываются практики, направленные на достижение ясного света ('od-gsal), и здесь основной акцент делается на блаженном осознавании пустоты, которое служит непосредственной причиной для обретения всеведения Будды, или тела дхармакаи (chos-sku). Тантра Ваджрабхайравы принадлежит к отцовским тантрам, где на духовном пути используются такие негативные эмоции, как гнев и ненависть. Ваджрабхайрава обладает достаточной силой для преодоления и подчинения самых мощных негативных эмоций. Визуализация себя в форме этого идама, обладающего огромной энергией, способствует искоренению и преобразованию подобных негативных эмоций.

Источник
Во всех буддийских письменных источниках указывается, что тантры Ваджрабхайравы были открыты махасиддхой Лалитаваджрой, который первоначально передал их индийским тантристам. Лалитаваджра, буддийский наставник X века, принадлежал к монастырю Наланда в штате Бихар; его главным идамом был Манджушри. Однажды в видении Манджушри велел ему отправиться в страну Уддияна и принести тантры Ямантаки. Он отправился туда и повстречал дакиню мудрости (в форме Ваджраветали) и других дакинь, которые в конечном итоге передали ему различные тантры Ямантаки. Они запретили ему забирать с собой тексты тантрических практик, разрешив лишь выучить наизусть столько, сколько он успеет за кратчайший отпущенный ему срок, и перенести заученное на бумагу лишь по возращении.

Практика
Чже Цонкапа, основатель школы Гелуг, подчеркивал важность практики Ваджрабхайравы и всячески ее распространял. Его усилиями она стала одной из трех главных тантр, преподаваемых в тантрических и сутраянских монастырских университетах этой школы. По сей день эта практика считается одной из наиболее важных как для монахов, так и для практикующих мирян. Основные садханы (тексты для практики) были составлены Чже Цонкапой (садхана Ямантаки 13-ти божеств) и Пабонгкой Ринпоче (садхана одиночного Ямантаки). Важные исторические комментарии были написаны Три Гьялценом Сенге (на садхану одиночного Ямантаки) и Лхундупом Пандитой (на садхану Ямантаки 13-ти божеств). Большинство современных комментариев основываются на первом. Учения и ретриты по этим практикам регулярно проводятся в разных частях света.

Материал сайта www.yamantaka.net
(Получив посвящение и зарегистрировавшись на сайте, можно получить доступ к обширной коллекции вспомогательных материалов по практике Ямантаки на английском языке, включая тексты садхан, комментарии к ним, изображения божеств и т.д.)