Сохраним Тибет > Далай-лама: эссе о горах

Далай-лама: эссе о горах


17 января 2010. Разместил: savetibet
С другими выступлениями можно познакомиься на русскоязычной версии сайта Его Святейшества Далай-ламы XIV - www.dalailama.ru

В Тибете горы нередко считают обителью божеств. Например, Амнье Мачен, гора на северо-востоке Тибета, считается местом проживания Мачен Помра, одного из самых важных божеств Амдо – провинции, где я родился. Поскольку жители Амдо видят в Мачен Помра своего особенного друга, то многие совершают пешее паломничество к этой горе.

Тибетцы, как правило, не проявляют интереса к восхождению на окружающие их горы, возможно, из-за почтительного отношения к населяющим их божествам. Однако тому есть и более житейское объяснение. Большинству тибетцев и без того слишком часто приходится преодолевать горные перевалы, чтобы у них зародилось желание лезть на гору без особой надобности. Когда жители Лхасы удовольствия ради отправляются в горы, то выбирают холмы средних размеров, а забравшись на вершину, зажигают благовония, читают молитвы и устраивают пикники на природе.

Путники в Тибете непременно добавят свой камушек к каменным пирамидкам, которые традиционно складывают на вершинах холмов или горных перевалах, и громко прокричат: Лха Гьяло! – Да победят боги! Позже они оставят в горах камни «Мани» с вырезанными на них тибетскими молитвами и фрагментами священных текстов и натянут гирлянды молитвенных флагов. У этой традиции взаимодействия с окружающей средой есть и практическая польза – она прививает людям глубокое стремление защитить ее и сохранить.

Только отшельники, дикие звери, а летом еще и кочевники с их стадами, живут высоко в горах, но в первозданной чистоте и тишине наших горных пейзажей ум гораздо быстрее находит отдохновение, нежели в большинстве городов мира. А поскольку в буддизме необходимо узреть пустоту всех явлений – отсутствие самобытия, то созерцателю очень полезно смотреть вниз с вершины горы, охватывая взглядом обширные пустые пространства.

В этих кладовых природных сокровищ наши врачеватели находили множество драгоценных трав, из которых они составляли свои лекарства, а кочевники – благодатные пастбища для своих животных, играющих столь важную роль в экономике Тибета. Но влияние горного кольца, опоясывающего Страну снегов, выходит далеко за пределы Тибета – здесь берут начало большинство величайших рек Азии. Недавние чудовищные наводнения, захлестнувшие Индостан и Китай, отчасти объясняются массовой вырубкой лесов и разрушением окружающей природы, которые стали следствием жестокой оккупации Тибета Китаем.

На протяжении тысячи лет мы, тибетцы, опираясь на духовные ценности и понимание важности окружающей среды, поддерживали хрупкое природное равновесие на высокогорном плато, где мы жили. Вдохновленные посланием Будды о ненасилии и сострадании, мы, чувствуя себя под защитой наших гор, старались с уважением относиться ко всякой форме жизни – наши соседи, животные, мирно жили бок-о-бок с нами.

Сегодня, когда мы говорим о защите окружающего мира, будь то дикой природы, лесов, океанов, рек или гор, мы должны принимать решения, прислушиваясь к голосу сердца. Поэтому, на мой взгляд, крайне важно всем нам развивать в себе чувство всеобщей ответственности не только перед этой голубой планетой, которая служит нам домом, но и бессчетными живыми существами, которые живут на ней рядом с нами.

Newsweek
16 июля 1992
Перевод Юлии Жиронкиной

Смотрите также:

Далай-лама о паломничестве по святым местам

Далай-лама: размышление о десяти неблагих деяниях

Далай-лама о предписании «считать совершенным любое действие учителя»

Далай-лама о «своих» и «чужих» линиях преемственности

Тонкая нить, вплетаемая в полотно... Из бесед Далай-ламы о смерти