Сохраним Тибет > Путь танкописца
Путь танкописца1 февраля 2010. Разместил: savetibet |
В детстве Татьяна Менкобушаева не мечтала быть художником, но знакомство с искусством буддийской иконографии перевернуло ее жизнь. Сейчас наша землячка учится на пятом курсе в Институте тибетской танкописи в Дхарамсале.
Интерес к рисункам с изображением буддийских божеств появился у нее в юности. Учась в Калмыцком автодорожном колледже, Татьяна подрабатывала в хуруле “Геден Шеддуп Чой Корлинг” в п. Аршан. И часто наблюдала за тем, как монахи расписывали стены монастыря. По признанию Татьяны, она находила в рисунках что-то особенное и подолгу следила за процессом. В тот период сестра Татьяны уехала учиться в институт танкописи в Дхарамсалу. Нашей героине посчастливилось навестить сестру, побывать в административном центре тибетской общины в изгнании. “Мне настолько там понравилось, что я задержалась в этом городе на полгода. Тогда я твердо решила, что приеду сюда учиться”, - делится собеседница. Но осуществить мечту удалось только через полтора года, благодаря помощи многих людей. От Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче девушка получила направление на учебу в Индии. Раньше это была школа росписи при библиотеке, в которой обучали тибетской танкописи, философии, грамматике, рассказывает Татьяна. Основал её монах Ген-санге Ешей, который ушел из жизни более года назад. Он был удивительным человеком. За свои уроки мастер не получал никаких денег, это был совершенно безвозмездный труд ради сохранения исконной традиции тибетской танкописи. Последователи школы решили продолжить дело учителя и открыли институт танкописи. Сегодня среди студентов, желающих обучаться этому уникальному искусству, есть выходцы из Бурятии, Монголии, Кореи, Японии, Австралии и Калмыкии. Всего 25 молодых людей. Они изучают танкопись, буддийскую философию, тибетский язык. Занятия проходят с 9 часов утра до 5 вечера. В институте очень строгая дисциплина. Но труднее всего Татьяне было привыкнуть к здешнему климату, особенно к сезону дождей, длящемуся порой месяцами. Недалеко от института Татьяна снимает квартиру. «В основном мы питаемся овощами. По воскресеньям ходим в кафе, где можно поесть мясо. Когда кому-нибудь из земляков присылают посылку, устраиваем чаепития. Особенно радуемся, когда передают колбасу», - делится она. Кстати, ребята из Калмыкии получают стипендию Центрального хурула Элисты. С однокурсниками они отмечают все индийские праздники. В один из таких дней местные жители обсыпают друг друга цветным порошком. Но самый главный праздник - тибетский Новый год или калмыцкий Цаган Сар. Все ходят друг к другу в гости, дарят белые хадаки. Студентам из Калмыкии оказывает помощь и глава РК Кирсан Илюмжинов. Когда Кирсан Николаевич посещает Дхарамсалу, они встречаются, делятся новостями. «На мой взгляд, главное качество, которым должен обладать танкописец, это терпение, усидчивость. Обучение в институте длится 5-6 лет, и не все выдерживают, многие бросают учебу», - говорит Татьяна. Процесс создания танки очень долгий, и все нужно делать по канонам. Вначале готовится холст, на него наносится грунт, затем он долго сушится на солнце. В работе используются минеральные краски из камней, которые измельчаются и размешиваются вручную. В специальных каменных чашечках масса перетирается около двух месяцев, а затем смешивается в течение двух дней. В итоге из семи цветов получается около 56 разных оттенков. Писать одну работу приходится месяцами. «В институт из-за границы поступают многочисленные заказы на изготовление танок. Особенно много их из Франции, - рассказывает Татьяна. - Существуют разные виды тибетской танкописи. Они отличаются по насыщенности красок, богатству оттенков, использованию позолоты». По словам собеседницы, ее мечта - «рисовать чуть хуже» непревзойденного мастера из Монголии Пурабат. Большую помощь и во многих вопросах Татьяне оказывает монахиня из Калмыкии, проживающая в Дхарамсале, Татьяна Эвиева. Во время поездки в Монголию монахине удалось встретиться с Пура-батом, который передал Татьяне свои буклеты с автографом. «Для меня это особенный подарок», - делится героиня. По её словам, ей также невероятно повезло быть в подмастерьях у таких учителей, как Ген Мигмар и Ген Тенгин Нгодуп. Кстати, Ген Мигмар по приглашению Шаджин-ламы был в Калмыкии, расписывал стены в хуруле «Геден Шеддуп Чой Корлинг». Сейчас Татьяна приехала домой на каникулы и пробудет здесь до марта. После окончания института она планирует вернуться на родину и открыть школу танкописи. «У нас много молодых одаренных людей, которые интересуются буддизмом, в частности танкописью. Хотелось бы, чтобы они не закапывали свой талант и обучались этому удивительному искусству», -поделилась она. Гиляна Урусова «Известия Калмыкии» 30 января 2010 год Материал опубликован на сайте Буддизм в Калмыкии |