Сохраним Тибет > Путь танкописца

Путь танкописца


1 февраля 2010. Разместил: savetibet
В детстве Татьяна Менкобушаева не мечтала быть ху­дожником, но знакомство с искусством буддийской ико­нографии перевернуло ее жизнь. Сейчас наша землячка учится на пятом курсе в Институте тибетской танкописи в Дхарамсале.

Интерес к рисункам с изоб­ражением буддийских бо­жеств появился у нее в юности. Учась в Калмыцком авто­дорожном колледже, Татьяна под­рабатывала в хуруле “Геден Шеддуп Чой Корлинг” в п. Аршан. И часто наблюдала за тем, как мона­хи расписывали стены монастыря. По признанию Татьяны, она нахо­дила в рисунках что-то особенное и подолгу следила за процессом. В тот период сестра Татьяны уеха­ла учиться в институт танкописи в Дхарамсалу. Нашей героине пос­частливилось навестить сестру, побывать в административном центре тибетской общины в изг­нании.

“Мне настолько там понрави­лось, что я задержалась в этом го­роде на полгода. Тогда я твердо решила, что приеду сюда учить­ся”, - делится собеседница.

Но осуществить мечту удалось только через полтора года, благо­даря помощи многих людей. От Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче девушка получи­ла направление на учебу в Индии. Раньше это была школа роспи­си при библиотеке, в которой обу­чали тибетской танкописи, философии, грамматике, рассказывает Татьяна. Основал её монах Ген-санге Ешей, который ушел из жиз­ни более года назад. Он был уди­вительным человеком. За свои уроки мастер не получал никаких денег, это был совершенно безвоз­мездный труд ради сохранения исконной традиции тибетской танкописи. Последователи школы решили продолжить дело учителя и открыли институт танкописи. Сегодня среди студентов, желающих обучаться этому уни­кальному искусству, есть выход­цы из Бурятии, Монголии, Кореи, Японии, Австралии и Калмыкии. Всего 25 молодых людей. Они изучают танкопись, буддийскую философию, тибетский язык.

Занятия проходят с 9 часов ут­ра до 5 вечера. В институте очень строгая дисциплина. Но труднее всего Татьяне было привыкнуть к здешнему климату, особенно к се­зону дождей, длящемуся порой месяцами.

Недалеко от института Татьяна снимает квартиру. «В основном мы питаемся овощами. По воскре­сеньям ходим в кафе, где можно поесть мясо. Когда кому-нибудь из земляков присылают посылку, устраиваем чаепития. Особенно радуемся, когда передают колба­су», - делится она. Кстати, ребята из Калмыкии получают стипен­дию Центрального хурула Элис­ты. С однокурсниками они отме­чают все индийские праздники. В один из таких дней местные жите­ли обсыпают друг друга цветным порошком. Но самый главный праздник - тибетский Новый год или калмыцкий Цаган Сар. Все ходят друг к другу в гости, дарят белые хадаки. Студентам из Кал­мыкии оказывает помощь и глава РК Кирсан Илюмжинов. Когда Кирсан Николаевич посещает Дхарамсалу, они встречаются, де­лятся новостями.

«На мой взгляд, главное каче­ство, которым должен обладать танкописец, это терпение, усидчи­вость. Обучение в институте длится 5-6 лет, и не все выдержи­вают, многие бросают учебу», - го­ворит Татьяна. Процесс создания танки очень долгий, и все нужно делать по ка­нонам. Вначале готовится холст, на него наносится грунт, затем он долго сушится на солнце. В работе используются минеральные крас­ки из камней, которые измельча­ются и размешиваются вручную. В специальных каменных чашечках масса перетирается около двух ме­сяцев, а затем смешивается в тече­ние двух дней. В итоге из семи цве­тов получается около 56 разных оттенков. Писать одну работу при­ходится месяцами.

«В институт из-за границы пос­тупают многочисленные заказы на изготовление танок. Особенно много их из Франции, - рассказы­вает Татьяна. - Существуют раз­ные виды тибетской танкописи. Они отличаются по насыщеннос­ти красок, богатству оттенков, ис­пользованию позолоты». По сло­вам собеседницы, ее мечта - «рисо­вать чуть хуже» непревзойденно­го мастера из Монголии Пурабат.

Большую помощь и во многих вопросах Татьяне оказывает монахиня из Калмыкии, проживающая в Дхарамсале, Татьяна Эвиева. Во время поездки в Монголию мона­хине удалось встретиться с Пура-батом, который передал Татьяне свои буклеты с автографом. «Для меня это особенный подарок», - делится героиня.

По её словам, ей также неверо­ятно повезло быть в подмастерьях у таких учителей, как Ген Мигмар и Ген Тенгин Нгодуп. Кстати, Ген Мигмар по приглашению Шад­жин-ламы был в Калмыкии, рас­писывал стены в хуруле «Геден Шеддуп Чой Корлинг».

Сейчас Татьяна приехала до­мой на каникулы и пробудет здесь до марта. После окончания института она планирует вер­нуться на родину и открыть школу танкописи. «У нас много молодых одаренных людей, ко­торые интересуются буддизмом, в частности танкописью. Хоте­лось бы, чтобы они не закапыва­ли свой талант и обучались это­му удивительному искусству», -поделилась она.

Гиляна Урусова
«Известия Калмыкии»

30 января 2010 год

Материал опубликован на сайте Буддизм в Калмыкии