Сохраним Тибет > Избранный
Избранный21 февраля 2010. Разместил: savetibet |
Перевод Юлии Жиронкиной Озвучивание: Наталья Иноземцева и Максим Брежестовский Профессор Роберт Турман о фильме "Избранный":«Избранный» ― красивый фильм, рассказывающий удивительную и трогательную историю о геше Ламе Кончоге, его длительном затворничестве, его смерти и кремации, а также последующем процессе обнаружения и распознавания его новой реинкарнации в теле чудесного ребенка, появившегося на свет в замечательной тибетской семье в отдаленной долине Цум в Непале, рядом с границей с Тибетом. Мне очень понравился этот фильм, и я искренне восхищаюсь молодым монахом, которому удается найти новое воплощение своего ламы в ребенке по имени Тензин Пунцок и отважными кинематографистами, которые снимали его так с таким терпением и творческим подходом. Со времен Будды, приходившего в мир 2500 лет назад, буддисты уверены, что живое существо ― нечто гораздо большее, нежели одно-единственное воплощение, ограниченное рамками этой человеческой жизни. В тибетской буддийской традиции считается, что все мы перерождаемся с безначальных времен, и череда наших будущих воплощений также уйдет в бесконечность. Эта вереница рождений сопряжена со страданием от того, что нам не известна истинная природа реальности; от того, что мы думаем, будто важнее других существ и всей Вселенной и, вопреки всему, изо всех своих сил пробуем выйти победителем из сражения, которое ведет наше маленькое «я» против бесконечного множества других существ. Когда же человек узнает о том, что есть способ сознательно направить свою эволюцию к пробуждению от тяжелого сна, в который его ввергло это себялюбивое неведение, к освобождению от страдания и неизменному блаженству состояния Будды, то он взращивает в себе мудрость Освобождения. И когда эта мудрость проявляется в нем, ему становится намного лучше, а наполняющая его блаженная энергия открывает перед ним возможность подарить свое сострадание другим существам, что по-прежнему томятся в сетях незнания и страдания. Поток сознания этого существа затем может проявляться в новых воплощениях, дабы оставаться рядом со страждущими существами и помогать им превозмогать выпадающие на их долю трудности. Эта способность проявляться в разных формах носит название «тело эманации» (на санскрите: нирманакая, на тибетском: тулку). Процесс перерождения включает сознательное посмертное путешествие в «тонком теле». (Оно отчасти напоминает наделенное ясностью и осознаванием тело сновидения, которое проявляется после того, как мы засыпаем). Цель этого путешествия ― поиск соответствующего отца и матери (в том случае если для следующего воплощения будет выбрано человеческое тело, необходимое для оказания помощи другим людям) и осознанное вхождение во чрево матери в момент зачатия. Хотя во всех буддийских культурах мы найдем веру в биологическую теорию кармы и основанное на здравом смысле принятие реальности перерождений и реинкарнаций, лишь в Тибете и Монголии существует институт просветленных лам. Поэтому область, которая исследуется в этом замечательном фильме, является уникальной особенностью именно этих буддийских сообществ. Перед своей кончиной лама оставляет указания о том месте и той семье, где он намерен переродиться, затем во время кремации получают дополнительные сведения, собрав оставшиеся в пепле реликвии, а также получив другие знаки. Прибегают к помощи особо одаренных, способных к ясновидению лам, медиумов-оракулов и астрологов, и, наконец, поисковая партия отправляется в путь, указанный собранными таким образом подсказками. Среди детишек, родившихся через несколько месяцев или чуть больше после ухода ламы, выявляются кандидаты на его новое перерождение. И нередко от них требуется узнать тех людей, с которыми почивший лама был знаком в прошлой жизни. После прохождения этих испытаний ребенка обычно забирают в тот монастырь, который принадлежал ему в прошлом рождении. Родители должны дать на это свое согласие, и обычно они делают это с радостью, поскольку сами являются людьми верующими; для них честь, что в их доме нашло пристанище просветленное существо. В этом фильме, поскольку лама жил в затворничестве в долине Цум в окружении деревенских жителей, все сообщество радуется возвращению святого ламы и считает его присутствие великим благословением. На протяжении всего фильма мы встречаемся с людьми очень милыми и благостными: с пожилым ламой, с его новым воплощением, с преданным помощником, который верой и правдой служил почившему ламе на протяжении 23 лет, с высокими ламами ― с ламой Сопой и Его Святейшеством Далай-ламой. Этот фильм дарит нам волшебную возможность стать свидетелями мгновений, обладающих великой преобразующей силой, заглянуть в распахнутые настежь сердца всех его героев на фоне приземленных реалий незамысловатой жизни. Мне особенно запомнился эпизод, где юный лама впервые встречается с Далай-ламой. Далай-лама вручает ему белый шарф в знак приветствия и благословения, а крошечный тулку отказывается его принять и пытается надеть его на шею Далай-ламы! Крайне нетрадиционный и спонтанный жест. Этот эпизод навел меня на мысль о том чувстве преданности, которое, должно быть, переполняло его сердце в прошлой жизни, во время его многолетнего затворничества. Уверен, он медитировал о благословенном присутствии Его Святейшества ― воплощения Авалокитешвары, божественного Бодхисаттвы, который «с любовью взирает» (санскр. Авалокита-) на всех существ. И теперь в теле маленького ребенка, еще не восполнившего запасы прежних знаний, он вдруг оказывается лицом к лицу с предметом своего почитания и чувствует сильнейшее желание поднести Его Святейшеству Далай-ламе свою веру и все благословение своего сердца. Роберт Турман Профессор индологии и тибетологии Колумбийского университета Его Святейшество Гьялва Кармапа Оргьен Тринлей Дордже о распознании реинкарнаций(из книги Мика Брауна «Танец 17 жизней) Однажды я попросил Кармапу объяснить мне этот процесс. Я не ожидал, что он согласится, однако, проведя несколько мгновений в задумчивости, он кивнул и начал свой рассказ. Согласно традиции, сказал он, полагается попросить какого-нибудь ламу помочь в распознании. После этого лама погружается в медитацию. «В этой тишине практически нет места обычному мыслительному процессу. Лама пребывает в состоянии ясности и покоя, и тогда начинают приходить особые видения. Насколько ясным будет видение, зависит от уровня духовных достижений самого ламы. Ламы не находятся на одинаковом уровне просветленности или внутренних достижений. Если речь идет о человеке, чрезвычайно развитом в духовном плане, то тогда в этот момент к нему может прийти очень ясное видение. Но даже если перед вами не слишком продвинутый лама, ему все равно может открыться видение, оно, правда, будет не столь ясным. Затем на основе увиденного он также может дать определенные указания». Он остановился, чтобы убедиться, что я поспеваю за его мыслью. «Мое объяснение во многом основывается на том, как делаю это я сам – как сам я распознаю тулку и ринпоче. Это не означает, что такой метод – единственный. Я не знаю, как другие ринпоче определяют реинкарнации и не хочу обобщать. Просто, когда погружаешься в медитацию, это происходит именно так, спонтанно». - Является ли эта способность признаком чистоты сознания, или же в ее основе лежит кармическая связь, заложенная в прошлой жизни, или и то, и другое? Он обдумал вопрос. «Процесс может быть двухсторонним, он может быть связан как с вашей духовной практикой, так и с теми, людьми, чьи перерождения вы распознаете. Но самый сильный и самый важный фактор – это личность человека, которые ведет распознание, поскольку все осуществляется благодаря его силе, его медитации и мудрости». - Является ли это видение формой Всеведения? - Нельзя сказать, что в нем нет ограничений. Вы, например, можете задать мне вопрос, относящейся к повседневной жизни, к цели, которой вы хотите достичь. И я могу дать вам ответ. Однако причины и условия действий, которые вы намерены совершить, могут измениться из-за различных обстоятельств. И хотя я могу очень ясно видеть положение дел на данный момент, ваши кармические причины и условия могут многое изменить, и потому все не останется так, как я предсказал. Но с распознанием ринпоче или тулку все обстоит иначе. Благодаря их собственным духовным достижениям они способны принять решение вновь прийти в этот мир, чтобы принести пользу. И в силу ясности их ума и твердости принятого решения, они не станут менять его после того, как оно принято. И потому, когда я или иной лама распознает ринпоче, том мы видим именно это ясное намерение, которое не подлежит изменению. - То есть речь идет о двух ясных сознаниях, постигающих друг друга? Он кивнул: - Да, процесс идет с двух сторон. - И в каком возрасте, - спросил я, - вы впервые заметили, что у вас есть такая способность? Он улыбнулся такому вопросу: - Не помню, сколько мне было лет, но когда я впервые признал тулку, тогда я и пережил это чувство. - Вы признали тогда Паво Ринпоче? - Да, Паво Ринпоче. Но самое ясное видение было у меня, когда я признавал Джамгона Конгтрула Ринпоче… Я читал сообщение, опубликованное лабрангом Джамгона Конгтрула в Непале. В 1994 году, через два года после гибели Джамгона в автокатастрофе в Силигури, делегация из его монастырской резиденции в Непале обратилась к Кармапе с просьбой распознать место рождения его нового воплощения. Поиски и процедуры признания его реинкарнации были предприняты почти за год до того, как Кармапа поставил свою печать на официальном документе, признающем Джамгона Конгтрула в двухлетнем мальчике из тибетской деревушки Карак Шанг. Предпринятые Кармапой гадания и дарованные им указания в точности соответствовали традиции, за одним занятным исключением. Чтобы лучше описать дом, где будет обнаружен мальчик, Кармапа собрал его уменьшенную копию из конструктора Лего. |