Сохраним Тибет > Радио Свобода: С любовью к Тибету
Радио Свобода: С любовью к Тибету11 марта 2010. Разместил: savetibet |
Митинг в Тайване, 10 марта 2010. REUTERS/Nicky Loh О сути связанной с Тибетом годовщины рассказала в эфире Радио Свобода Елена Островская, эксперт по Тибету: - 10 марта 1959 года - официальная дата исхода тибетского народа с территории, которая в современной политической реальности называется Тибетский автономный район. Исход произошел вследствие событий, тянувшихся в течение нескольких лет... В разных форматах эти события по-разному называют. Во многих странах - оккупацией Китаем исторической территории Тибета. В прокитайском формате - принятием соглашения о том, что эта территория становится частью КНР. - В чем причина широких симпатий к тибетцам в мире? - Здесь надо различать несколько моментов. Буддизм как мировая религия теперь уже популярен не только в Азии, но и в странах Европы, Запада, в России, в том числе. Вторая причина сугубо политическая. Тибетский вопрос уже 50 лет находится в фокусе пристального внимания. И внимание это обеспечивается благодаря поддержке участников тибетского движения, которыми являются не только сами тибетцы или тибетские анклавы, рассыпанные по миру в результате исхода, но и самые разнообразные правозащитные организации. Тибетская диаспора не была бы столь успешна в пропаганде буддизма, тибетской культуры, если бы не столь яркий лидер как Далай-лама. Настоящий духовный и идеологический лидер. Недаром стал Нобелевским лауреатом. - Вы общаетесь с представителями тибетской культуры? Есть ощущение какой-то специфичной духовности этих людей? - Безусловно. Приезды буддийских религиозных лидеров всегда связаны с публичными выступлениями, с проповедями. Эти проповеди ведут хорошо образованные ламы, многие из которых имели возможность обучаться в самом традиционном Тибете. Они прекрасно владеют английским языком, всегда готовы дать консультацию по вопросам, связанным непосредственно с изучением буддийских канонических текстов. * * * Тибет и буддизм в последние десятилетия стали важным элементом сначала альтернативной культуры, а потом и поп-культуры. Почему? На эту тему размышляет сторонник буддизма, обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин: - Тибет, тибетский буддизм и буддизм вообще - это связанные темы, но все-таки разные. Начнем с буддизма. Он, конечно, становится популярным в поп-культуре и распространяется в западном мире среди людей с претензией на интеллигентность. Потому что это самая толерантная из религий, если вообще буддизм можно считать таковой. Вы можете быть, например, христианином - и быть при этом буддистом, так они сами говорят. Это путь мирный, не насильственный. После ужасов Второй мировой войны это очень сильно всех привлекает. А вот история с тибетским буддизмом и Тибетом немножко другая. Она связана с другими приоритетами западного интеллектуала. Во-первых, это борьба за справедливость. Маленький Тибет, который был поглощен большим Китаем. Далай-лама, юный, бежавший из страны и основавший свое правительство в изгнании в Северной Индии. Кто же не вступится за такого человека и за дело народа, который действительно частично изгнан со своей родины? При этом забываются очень многие вещи. Что независимый Тибет был государством, в котором вряд ли кто-нибудь из тех, кто сейчас выступает за его независимость, стал бы жить. Это была теократия, в которой не было медицины, ничего современного. Второе. Нужно сказать о потрясающей политической деятельности Далай-ламы. Это человек с крайне ограниченными ресурсами. Вы бы видели здание тибетского парламента в изгнании - маленькое здание, похожее на контору совхоза средней руки в Советском Союзе. И при этом невероятная популярность. Далай-ламу везде принимают как мирового лидера первого порядка. С ним дружат поп-звезды, знаменитые киноактеры. У него действительно настоящее политическое умение работать в современном западном мире, где медиа во многом определяют повестку дня. Понятно, что это человек крайне незаурядных способностей в той области, которую называют "паблик рилейшнз". И третье обстоятельство. Тибет для западного человека - это область экзотического. И это так вдохновляет: представить себе эту экзотическую страну, какой она была до китайского вторжения, купить майку с надписью "Спасем Тибет" или "Свободный Тибет", вывесить флаг Тибета, послушать песню Дэвида Боуи "7 лет в Тибете"… Андрей Шарый Радио Свобода |