Сохраним Тибет > Встреча с Его Святейшеством Далай-ламой подарила калмыцким педагогам веру в свои силы
Встреча с Его Святейшеством Далай-ламой подарила калмыцким педагогам веру в свои силы24 марта 2010. Разместил: savetibet |
Решение Правительства Российской Федерации опробовать в школах новую дисциплину, непосредственно связанную с мировыми религиями и разделом знаний и понятий под названием «светская этика», вызвало у выбранных в качестве экспериментальных регионов беспокойства не меньше, чем оптимистичных настроений. Многие педагоги, на плечи которых легла нелегкая ответственность «преподавать духовность», проходя многочисленные курсы повышения квалификации, изучая совершенно новые учебники, задаются вопросом: каким образом можно донести до ребенка то, что порой не могут постичь глубоко религиозные люди?
В Калмыкии, которую считают регионом, накопившим довольно богатый опыт в преподавании предметов культурологической направленности, «Основы буддизма» существовали только в отдельных школах, и то, чаще - в качестве факультативных занятий. И когда из трех буддийских республик именно Калмыкии выпала честь поддержать эксперимент, работники калмыцкого Министерства образования, культуры и науки РК отважились на важный шаг. Они приняли инициативу Шаджин-ламы Калмыкии (Верховного ламы) Тэло Тулку Ринпоче организовать поездку в Индию, где бы калмыцкие педагоги познакомились с местной системой буддийского образования, а прежде всего - встретились с Его Святейшеством Далай-ламой XIV и в преддверии начала пилотного проекта услышали прямые наставления и советы от «первоисточника» - лидера буддистов мира. Шаджин-лама Калмыкии приложил массу усилий, чтобы это уже давно запланированное событие состоялось. По словам заместителя Министра образования, культуры и науки РК Раисы Дякиевой, которая вместе с Ринпоче возглавила калмыцкую делегацию, «лидер калмыцких буддистов подробно рассказал Далай-ламе об образовательных нововведениях в России». Его Святейшество тепло принял гостей из Калмыкии и проявил большую заинтересованность новой школьной дисциплиной. 10 марта 2010 года, в день 51-ой годовщины со дня национального восстания в Тибете, на заседании Тибетского Парламента, где собрались представители 28 стран, Далай-лама в своем официальном обращении по поводу трагической даты уделил особое внимание делегации из Калмыкии. Он сделал тематическое отступление и рассказал всему миру о существенных изменениях в образовательной структуре России. Его слова были для наших земляков и философским учением, и руководством по методике преподавания основ буддизма, но все-таки, прежде всего, сильным переживанием, которое заставило поверить в свои силы. «Мы слушали, как тибетские детки поют гимн о возрождении Тибета и, проникаясь их высоким патриотизмом, все вместе плакали, не стесняясь; мы испытывали огромное чувство гордости за свою республику, которая прислала нас в Индию, к Его Святейшеству, за советами по важному для нас, учителей, вопросу, - рассказала на состоявшейся по результатам поездки пресс-конференции педагог ЦООД РК «Элистинский лицей» Галина Дорджиева. - В тот момент я поняла, как необходим новый предмет нашим детям и нам самим. Это тот самый замечательный повод, дающий возможность посредством воспитательной работы посеять в детях зерна доброты, сострадания, чувства ответственности». «Разумеется, к этой работе следовало бы приступить уже давно, - говорит верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. - В годы Советской власти, общество сторонилось духовных ценностей, а сейчас мы живем в очень сложное время, когда люди нередко испытывают страдания нравственного характера, страдания, от которых медицина не способна нас излечить. Вот почему изучение духовных основ человеческой жизни сегодня актуально как никогда». «Я рад, что правительство Российской Федерации в решении насущных социальных проблем опирается на помощь религиозных традиций. Согласно российскому законодательству, церковь отделена от государства, однако мы не можем существовать друг без друга», - добавляет он. Как известно, в Калмыкии 51% школьников отдали предпочтение изучению «Основ буддийской культуры». В рамках специальной пресс-конференции для калмыцкой делегации Далай-лама упомянул о трех составляющих буддизма: философской, научной и религиозной. Именно первый, философский аспект буддизма он порекомендовал для преподавания в светских учебных заведениях Калмыкии. Его Святейшество часто отмечает: «Поскольку большинство людей не практикует религию, я озабочен поиском пути, на котором я могу служить всему человечеству без обращения к религиозной вере». Именно такой подход и опыт в этом направлении помог тибетскому сообществу создать на территории Индии уникальную систему светского образования для тибетских детей, которая представляет собой удачный симбиоз современного научного и традиционного буддийского образования. На данный момент в Индии, предоставившей тибетцам свободные земли в предгорьях Гималаев, работает 77 тибетских школ, где особое внимание уделяется изучению родного тибетского языка, а главными качествами, на которых построен учебный и воспитательный процесс и взаимоотношения между учащимися и педагогами, остаются ответственность, искренность, сострадание, толерантность. Все эти учреждения функционируют под эгидой Его Святейшества Далай-ламы XIV. Калмыцкую делегацию, состоявшую из представителей Калмыцкого государственного университета, Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и средних школ, интересовали заведения разного статуса и разного образовательного содержания: согласно заранее составленному плану группа посетила школу-интернат для детей тибетских беженцев, колледж высшей тибетологии в Сара, Университет высшей тибетологии в Варанаси, школу Педон Лобдра в нижней Дхарамсале, Библиотеку тибетских трудов и архивов. Представительная группа также приняла участие в официальных встречах с Министром образования и Министром иностранных дел Правительства Тибета. Какое бы учреждение не посещали работники образования Калмыкии, их собеседники всегда подчеркивали, что это не новые отношения, но продолжение уже наработанных связей между тибетским и калмыцким сообществами, которых объединяет вероисповедание и история. Как отметил член делегации, проректор Калмыцкого государственного университета Владимир Мушаев, библиотечные фонды образовательных заведений Индии весьма солидны, а система занятий очень жесткая. «Работа слажена и четко выстроена, - говорит он. - Например, в Университете Варанаси, где, кстати, бесплатно могут обучаться только студенты из Бурятии, Калмыкии, Тувы и Монголии (в целом, платное обучение в образовательных учреждениях Тибетского Правительства в изгнании имеет щадящий характер), 8 лет назад была введена новая система образования. Непрерывно сотрудники Университета отслеживают результаты сделанных внедрений». В Библиотеке тибетских трудов и архивов, которую, считает Заведующий отделом письменных памятников и буддологии Калмыцкого института гуманитарных исследований Баазр Бичеев, можно смело назвать научно-культурным учреждением, бесплатно стажируются люди из разных стран. Абсолютно любой человек может пройти годичные курсы по буддийской философии и тибетском языку. «Мы подписали договор с тибетской библиотекой, который позволяет нам обмениваться книжными фондами и самое главное - посылать на стажировку научных сотрудников», - сообщил он. Университетом высшей тибетологии в Варанаси пока было подписано предварительное соглашение, окончательное планируется заключить к концу 2010 года по причине необходимых процедур согласования с Министерством образования Индии, в ведении которого находится Университет. «В Калмыкии, традиционной буддийской республике, ведущую роль в жизни общества по-прежнему играет буддизм, - говорит Тэло Тулку Ринпоче. - Преподавание буддизма в рамках школьной программы даст возможность будущим поколениям больше узнать о собственных традициях, а также глубже осознать, что все мы обязаны прилагать усилия для того, чтобы сделать этот мир лучше, окружающую среду - безопаснее, а других людей - счастливее. Дети иных вероисповеданий, знакомясь с буддизмом, смогут узнать о традициях других народов многонациональной России, и это поможет нам достичь взаимопонимания, устранить ненужные барьеры и построить гармоничное общество». Рассказывая о большой роли Шаджин-ламы Калмыкии в организации поездки, учителя отметили, что к нему с огромным уважением относятся в Индии. «Авторитет у Тэло Тулку Ринпоче очень высокий», - подытожил Баазр Бичеев. Завершая пресс-конференцию, министр Бадма Салаев выразил надежду, что в реализации федерального проекта по введению новой светской дисциплины немалую роль сыграют педагоги, познакомившиеся с опытом преподавания в тибетских школах. Буддизм в Калмыкии Смотрите также: Преподаватели Калмыкии обратились к Далай-ламе за рекомендациями по «Основам религиозной культуры и светской этики» Учителя школ в Калмыкии готовятся к преподаванию основ религии |