Сохраним Тибет > Лама Еше о супружестве

Лама Еше о супружестве


27 марта 2010. Разместил: savetibet
В наши дни основная причина, по которой мужчина и женщина становятся друзьями, носит сексуальный характер. Они объединяются ради сексуального удовольствия. В прежние времена супружество обладало божественным свойствами — мужчина и женщина объединялись в пару, руководствуясь уважением друг к другу и желая в той или иной мере достичь целостности. Это наделяло супружество смыслом, и браки, заключенные с такой целью, становились хорошими браками.

Многие нынешние браки оборачиваются катастрофой в силу отсутствия цели; у супругов нет достойной цели, которая бы удерживала их вместе. Пара не должна создаваться лишь на основе «цепляния», ей необходима более высокая цель. Однако наше безудержное желание и отсутствие мудрости, объединяясь, создают крайне опасную ситуацию, которая в конечном итоге завершается конфликтом: женщина порождает эмоциональный дисбаланс в мужчине, или мужчина — в женщине, и в обоих случаях это завершается разрывом.

В последнее время я много путешествую по миру, и нередко молодые люди приходят ко мне, чтобы поделиться своими личными проблемами. И все эти проблемы сводятся к одному — в основе формирования пары лежала неправильная мотивация. Мужчина вы или женщина, важно не слишком цепляться за взаимоотношения, чтобы не создавать эмоционального дисбаланса в своем партнере. Чрезмерное цепляние за сексуальные удовольствия — это проблема. Сексуальное удовольствие служит раздражающим фактором. Это легко заметить.

Однако есть много пар, созданных не на основе секса. Их отношения глубже, и их подход к супружеству — иной. Они чувствуют себя друг с другом комфортно, свободно и не возлагают на своего партнера несбыточных ожиданий. Поэтому у них хорошие отношения. Уверен, вам встречались такие пары, в чьих отношениях не так много «цепляния».

Судя по моему небольшому опыту соприкосновения с западным миром, семьи многих христиан, верящих в Бога, строятся на взаимном уважении. Они верят в то, что есть нечто большее, нежели их собственная личность, и не строят жизнь на одних только чувственных удовольствиях. Я бы сказал, что такие пары несут на себе благословение Бога или Иисуса…

Однако тысячи людей по всему миру каждый день заключают браки в поисках чувственных наслаждений. Другие создают семьи ради славы: «Он — знаменитый, он— великий». Третьи женятся из-за денег или власти. Все это неподходящая мотивация для создания семьи. Цель супружества — избегать крайностей и достигать баланса в собственной жизни. Однако нередко мы имеем дело с полной противоположностью. В наши дни люди разводятся также часто, как и вступают в брак. Но не думайте, что развод — штука легкая. С психологической точки зрения, развод — это ад. Развестись не значит просто сказать друг другу: «До свидания». Все гораздо сложнее. Развод ведет к формированию колоссального психологического напряжения, и когда оно прорывается наружу, человек словно проваливается в ад. Так что это путь, ведущий живых существ к страданию.

Мы критикуем современное общество за такие пороки, но не общество в этом повинно. С обществом все в порядке — во всем повинен настрой нашего ума. Мы порождаем всевозможные фантазии, цепляемся за чувственные удовольствия, и все это ведет к катастрофе. Буддизм говорит, что мы переходим из жизни в жизнь из-за страстных желаний, и положить конец перерождениям в самсаре, можно лишь отказавшись от желаний. Именно страстное желание заставляет вращаться Колесо Бытия, а цепляние приковывает нас к нему. Так что, только мы сами направляем себя от одной, исполненной страдания жизни, к следующей.

В 20 веке примером тому будут те мужчины и женщины, которые вступают в брак, сталкиваются с трудностями, цепляются за другого человека, потом — за третьего, за четвертого… За одну жизнь они порой успевают вступить в брак четыре-пять раз. У некоторых за одну жизнь сотни любовных связей. Почему они не могут остановиться? Почему продолжают цепляться? Никто их к этому не подталкивает, кроме их самих. Они то и дело цепляются то за одного, то за другого, и так без конца. Но желание ненадежно по своей природе. Фрейд видел в сексе основу большинства проблем человечества. Буддизм не согласен. Основная проблема человечества гораздо глубже…

Сокращенная версия лекции Ламы Еше в Институте ламы Цонкапы в Италии (1978)

Опубликовано в журнале «Мандала», февраль, 2009


Биография Ламы Еше
(опубликована на сайте Фонда Поддержания Махаянской Традиции fpmt.ru)


Лама Еше и Лама Сопа в монастыре Копан, 1977
Лама Еше родился в 1935 году в Тибете, в селении Толунг Дэчен, неподалёку от Лхасы. В двух часах верховой езды от его дома располагался женский монастырь Чимелунг Гомпа, где постоянно проживало около ста монахинь традиции Гелуг. К тому времени прошло уже несколько лет со дня кончины их учёной настоятельницы, и когда монастырь посетил лама линии Кагью Ненунг Паво Ринпоче, известный своими мистическими способностями, монахини обратились к нему с вопросом: «Ринпоче, где теперь наша наставница?». Лама ответил, что в такое-то время в близлежащей деревне родился мальчик, и что, проверив его должным образом, они убедятся в том, что он — реинкарнация их настоятельницы. Последовав совету Ринпоче, монахини обнаружили юного ламу Еше. Они сделали ему богатые подношения и нарекли его именем Тубтен Дордже. Впоследствии монахини частенько забирали мальчика к себе в монастырь, где он присутствовал на различных церемониях, ритуалах и религиозных службах. Во время таких посещений, которые нередко продолжались несколько дней, он с утра до вечера оставался в храме и участвовал во всех без исключения службах вместе с монахинями. Монахини также часто навещали его в родительском доме, где его дядя Нгаванг Норбу, геше из монастыря Сера, обучал мальчика алфавиту, грамматике и чтению.

Хотя малыш и любил своих родителей всем сердцем, он уже тогда понимал, что их существование наполнено страданиями, и не хотел следовать их примеру. С раннего детства он заявил о своем желании избрать в жизни духовную стезю. Всякий раз, когда странствующий монах останавливался на ночлег в их доме, мальчик умолял, чтобы тот забрал его с собой в монастырь. Наконец, когда ему исполнилось шесть лет, родители решили отдать его на обучение в отделение Сера Чже монастыря Сера — одного из трёх крупнейших монастырских университетов традиции Гелуг, расположенных в окрестностях Лхасы. Дядя заверил мать, что хорошо позаботится о мальчике, и повез его в монастырь. На прощание монахини поднесли ему монашеское одеяние и все необходимое для нехитрого монастырского быта, а дядя, по прибытии, держал племянника в строгости и следил за тем, чтобы тот прилежно занимался.

Лама Еше учился в Сера до двадцатипятилетнего возраста. Там он получил духовное образование, основанное на традиции, принесённой в Тибет из Индии и имеющей более чем тысячелетнюю историю. Кьябдже Трижданг Ринпоче, младший наставник Его Святейшества Далай-ламы, передал ему учения Ламрим о постепенном пути к просветлению — весь путь Сутры, ведущий к достижению состояния будды. Кроме того, он получил множество тантрических посвящений и наставлений как от младшего наставника Его Святейшества, так и от старшего — Кьябдже Линга Ринпоче, а также от Дагри Дордже Чанга Ринпоче, Зонга Ринпоче, Лхацун Дордже Чанга Ринпоче и многих других великих учителей и знатоков медитации.

Тантрические учения, переданные ламе Еше, представляют собой мощный и стремительный путь к обретению полностью пробуждённого и очищенного сознания, различные аспекты которого представлены широким спектром тантрических медитативных божеств. Он получил разрешение на практику тантрических божеств Херуки, Ваджрабхайравы и Гухьясамаджа, которые являются воплощением сострадания, мудрости и искусных средств — качеств полностью просветленного ума. Кроме того, лама изучал знаменитые Шесть Йог Наропы, следуя комментарию, основанному на личном духовном опыте Чже Цонкапы.

Среди других учителей, наставлявших его на духовном пути, следует отметить геше Тубтена Вангчука Ринпоче, геше Лхундрупа Сопу Ринпоче, геше Рабтена и геше Нгаванга Гендуна. В возрасте восьми лет лама Еше принял обеты монаха-послушника от досточтимого Пурчога Джампы Ринпоче. В течение долгих лет ученичества лама Еше постоянно молился о том, чтобы в будущем обрести возможность даровать умиротворяющее благо духовной практики всем, кто лишен Дхармы.

Этот этап в его образовании завершился в 1959 году. Вот как вспоминал об этом сам лама Еше: «В тот год китайцы милостиво дали нам понять, что для нас пришло время покинуть Тибет и открыть для себя окружающий мир». Лама бежал из Тибета через Бутан и со временем добрался до Северной Индии, где присоединился к тысячам других тибетских беженцев. В лагере беженцев Баксадвар он продолжил своё обучение, прерванное китайской оккупацией. В Тибете он успел пройти курс обучения Праджняпарамите (Совершенству запредельной мудрости), философии Мадхьямики (Срединного пути) и логике. В Индии, следуя традиционной учебной программе, он изучил курс Винайи (свода этических норм дисциплинарного характера) и метафизической системы Абхидхармы. Помимо этого, великий бодхисаттва Тензин Гьялцен Куну-лама передал ему учения по «Бодхисаттвачарья-аватаре» («Вступление на путь деяний бодхисаттвы») Шантидевы и «Бодхипатхапрадипы» («Светильник на пути к пробуждению») Атиши. Он также получил дополнительные тантрические посвящения, прослушал комментарии к ним, а в возрасте двадцати восьми лет принял полные монашеские обеты от Кьябдже Линга Ринпоче.

Одним из духовных учителей ламы Еше, как в Тибете, так и в Баксадваре, бал геше Рабтен — высокообразованный философ и йогин, прославившийся глубиной своего сосредоточения и отточенностью логического мышления. У этого сострадательного наставника был еще один ученик — Тубтен Сопа Ринпоче, который, по распоряжению своего гуру, стал также получать наставления и от ламы Еше. Сопа Ринпоче в ту пору был совсем ещё ребёнком, и прислужник, который заботился о мальчике, очень хотел отдать его в постоянное ученичество к ламе Еше. Его мечта осуществилась после того, как Кьябдже Триджанг Ринпоче дал на это свое благословение, и с тех пор лама Еше и Сопа Ринпоче стали неразлучны.