Сохраним Тибет > Чтобы возродить то, что когда-то утратили

Чтобы возродить то, что когда-то утратили


11 апреля 2010. Разместил: Ing
С 7 по 15 марта состоялся официальной визит делегации республики Калмыкия в Индию. В состав делегации вошли Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, представители Министерства образования, культуры и науки РК, КГУ, педагоги Элисты и районов республики. Научное сообщество Калмыкии представлял доктор философских наук, заведующий отделом письменных памятников и буддологии КИГИ РАН Баазр Бичеев, который рассказал читателям “ЭП” об этой уникальной поездке.

- Баазр Александрович, расскажите, пожалуйста, каковы были цели и задачи данного визита?

- Как вы знаете, с 1 апреля 2010 года в школах некоторых российских регионов вводится новый предмет - основы светской и религиозной этики. В число “пилотных” регионов вошла и Калмыкия. В связи с этим возникла необходимость изучить опыт стран, где на протяжении многих лет религия является основой системы образования. Почему именно Индия? Потому что в этой стране проживает большая диаспора тибетцев и находится резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV, встреча с которым состоялась уже на следующий день нашего визита в Индию. Когда мы рассказали о том, что Указом Президента России в наших школах вводится новая учебная дисциплина и единственной буддийской республикой, где будет реализовываться этот проект, оказалась Калмыкия, реакция Его Святейшества была самой положительной. Он сказал, что принятие руководством РФ такого указа - это очень важно, и он полностью поддерживает это решение. Слова Его Святейшества были таковы: “Самое главное - как преподавать этот предмет. Чем вы будете его наполнять - это ваша прерогатива, но главное - изменить сознание ребенка в сторону понимания, что такое мир, как он существует в нем как человек, и самое главное - привить детям основы буддизма: милосердие, сострадание, стремление к духовному развитию”. Его Святейшество подчеркнул, что именно духовное развитие, а отнюдь не материальные блага обязательно принесет человеку благополучие и счастье.

Сразу после беседы с нами, Его Святейшество дал указание своему секретарю позаботиться о том, чтобы везде, куда бы мы ни обращались, во всех образовательных учреждениях нам помогали в изучении системы образования тибетцев.

- В каких образовательных учреждениях вам удалось побывать?

Мы хотели увидеть все уровни преподавания основ религии, начиная с начального этапа и заканчивая высшими учебными заведениями. Исходя из этого и строился наш визит. Сначала мы посетили тибетскую школу, которая принимает на обучение сроком 11 лет детей в возрасте от двух до пяти лет. После этого нас повезли в тибетскую инновационную школу. Надо отметить, что тибетцы, живущие в эмиграции в Индии, приступил к преобразованию своей системы образования примерно 20 лет назад. В первую очередь был введен такой предмет как буддийская логика. Это то, что есть в монастырском образовании. Учителя тибетской школы говорят, что этот метод работы облегчает осваивание таких предметов как математика, физика, химия.

Хотелось бы подчеркнуть, что тибетские школы относятся к разным ведомствам. К примеру, первая школа, которую мы посетили, вообще автономная, то есть не относится ни к индийскому Министерству образования, ни к Департаменту образования Тибетского правительства в изгнании. Она существует на спонсорские деньги, часть денег вносят родители. А вот вторая школа - инновационная - полностью подчиняется Тибетскому правительству в изгнании.



“В современном мире важно стремиться
не к матери­альным благам, а к духовному
развитию, и это непременно принесет
благополучие и счастье”, - Далай-лама XIV
(перевод Б. Бичеева)
Далее мы направились в, скажем так, среднеспециальное учебное заведение. Оно называется Сера. Основу здесь составляет религиозное образование. В Сера учатся не только тибетцы, но и индусы, студенты из Непала, Бутана и других гималайских стран. При этом есть одно непременное условие, которое было выдвинуто по просьбе Далай-ламы и, конечно, благодаря авторитету нашего Шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче - все, кто приезжает учиться в тибетских школах, обучаются на платной основе, исключение составляют лишь монгольские народы. То есть студенты из самой Монголии, калмыки, буряты и еще тувинцы.

Следующим этапом стала поездка в город Варанаси, где находится Университет высших тибетологических исследований. Это учреждение относится к Министерству образования Индии. И здесь всем студентам предъявляется жесткое требование - обучение проводится на трех языках: английском, хинди, одном из национальных диалектов, в данном случае - тибетском языке. Надо отметить, среди студентов много иностранцев. Особенно в Дхарамсале, Варанаси и самом Дели. В тибетских школах, как правило, иностранцы учатся по специальному курсу (1-3 года).

Помимо учебных заведений мы также побывали в Библиотеке тибетских трудов и архивов. Это не просто библиотека и не просто архив, это еще научное и учебное заведение. При этой библиотеке существуют курсы тибетского языка и буддийской философии. Опять же, обучение платное для всех, кроме монгольских народов, благодаря Шаджин-ламе Калмыкии. Вообще, необходимо отметить, что авторитет нашего Шаджин-ламы в Индии очень велик. Члены делегации это сразу почувствовали, так как все руководители образовательных центров, которые мы посетили, в первую очередь спешили засвидетельствовать свое почтение духовному лидеру нашего народа.

- Можно ли сказать, что в Индии религия составляет основу образования, при этом большое внимание уделяется тибетским школам?

- Можно. Более того, огромное внимание к тибетским школам проявляют европейские страны и Соединенные штаты Америки. Ректор университета в Варанаси рассказал нам, что к ним поступает очень много обращений со стороны иностранных высших учебных заведений, которые приглашают учителей читать лекции, но зачастую тибетцы вынуждены отказывать, дабы не нарушать учебный процесс.

Нам удалось подписать договоры о взаимном обмене студентами и приглашении учителей, как с нашей стороны, так и со стороны тибетских школ, а также участии наших преподавателей в совместных научных конференциях. Так, мы получили приглашение на участие в научной конференции 2011 года на тему перевода буддийских научных трудов с тибетского языка на европейские языки и санскрит.

Мы побывали в культурном центре Норбулинг, который был создан Тибетским правительством в изгнании специально для сохранения национальных традиций, искусства, ремесел. Сейчас при нем существуют трехгодичные курсы обучения мастерству буддийской танкописи, аппликации, резьбе по дереву, работы по металлу. При непосредственном участии Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче удалось договориться, что на каждую из этих специальностей будут принимать по два студента из нашей республики.

В ходе визита калмыцкой делегации удалось многое увидеть и почерпнуть. Отмечу, что главное в тибетских школах - привить этническое самосознание. Человек, который закончил такую школу, где бы ни оказался в своей жизни после ее окончания, где бы ни жил, ни работал, он всегда останется тибетцем. То есть этнокультурное образование и есть духовная составляющая основа светского образования.

Возвращаясь к словам Далай-ламы, подчеркну, что именно духовное образование помогает человеку в стремлении к благополучию, в том числе в получении материальных благ. Это то, что мы утратили за годы жизни при Советском Союзе и что восстанавливается в нашей республике с возрождением буддизма.

В ходе встречи калмыцкой делегации с Далай-ламой XIV, Его Святейшество написал обращение к молодежи Калмыкии:

“В современном мире важно стремиться не к матери­альным благам, а к духовному развитию, и это непременно принесет благополучие и счастье”, - Далай-лама XIV (перевод Б. Бичеева).



Гиляна Дорджиева, «Элистинская панорама»
Буддизм в Калмыкии