Сохраним Тибет > Театр может быть и лекцией по буддизму

Театр может быть и лекцией по буддизму


12 апреля 2010. Разместил: Ing
Театр может быть и лекцией по буддизму. На этом настаивает Бурятская драма, 8 апреля показавшая свой «Путь к просветлению» в Москве на фестивале «Золотая маска». Приглашенный во внеконкурсную программу «Маска плюс», экспериментальный спектакль из Улан-Удэ впрямь попытался предъявить московскому зрителю нечто кроме лицедейства – не столько представление, сколько конспект философского трактата.

«Всегда чистым бурятским небом» на сей раз служил потолок Центра им. Вс.Мейерхольда. Возможно, из-за черноты и высоты его так ярок показался и охристый квадрат сцены, и желтый круг на нем. От перемены мест слагаемые будто поменялись, сделавшись демонстративно азиатскими – лимонно-желтыми, ярко-красными, безусловно-условными, каким бы простым ни было действо спектакля-притчи, укладывающееся в одно предложение: «И пошел сын Жамьян искать учителя, и обрел его».

После транспортировки действо веселей не стало, зато набрало в многозначительности: перевезенные за несколько тысяч километров из Улан-Удэ в Москву, кружения восьми актеров стали будто многозначней, буквально вынуждая вспоминать о существовании лам, их философий, и мудрых пророчествах.

«Суть музыки в тишине, суть движения в неподвижности». Эксперт «Золотой маски» Олег Лаевский, который в свое время отобрал эту работу для участия в «Маске плюс», говорил об «особой вибрации» действа, составленного из цитат «Зерцала мудрости» Эрдени-Хайбзуна Галшиева. Особость его разглядели и неискушенные в театральном буддизме московские зрители, отмечая эту мерность, далекую от какой-либо эксцентрики.

Играть в спектакле, в общем-то, нечего - озвучивание мудростей не требует исключительной актерской подвижности. Но зато есть что послушать – живая музыка, то из труб, то гонгов, то колокольчиков, была желаемо медитативна, исполняя обещание режиссера (Цырендоржо Бальжанов называет свою работу «спектаклем-медитацией»). Возможно, если б музыкантов было более двух, если б, скажем, великое множество монахов читало в зале свои мантры, то – как знать? – нашлись бы и менее величавые занятия актерам с их замечательно неподвижными, скульптурными лицами, и прехорошеньким артисткам с их изящно-кукольной пластикой.

Елена Демидова, специально побывавшая на спектакле Бурдрамы в Москве, посетовала на нехватку «живых» тканей – не таких ярких, не столь слепящих. По словам художницы из Бурятии, ныне успешно работающей в кино в Москве, «Пути» с его условностями больше пошли бы хлопок, шерсть, натуральная кожа - ткани с более сложной, дышащей фактурой.

На удивление, среди зрителей было мало «своих», пришедших на спектакль Бурдрамы не столько ради театра, сколько желая поклониться малой родине. Не стану протестовать, если кто-то скажет, что на спектакль пришли исключительно из любви к буддизму.

«Будто Куросаву посмотрела», - выходя из зала, произнесла одна из зрительниц, прежде следившая за полуторачасовым действием с осторожным любопытством.

Реакцию публики можно назвать сдержанно-доброжелательной - вполне в духе спектакля, временами и впрямь похожего на молебен. Предельно любезен был и Георгий Тараторкин, президент фестиваля. Под занавес, уже в театральном фойе, он похвалил бурятский спектакль, не выказав, впрочем, ничего свыше необходимой в таких случаях вежливости. Тараторкину, по его же словам, понравилось.

«Они, как с другой планеты, наивные, трогательные», - так в интервью minkultrb.ru отозвался о бурятских актерах Роман Должанский, обозреватель газеты «Коммерсант». Одного из ведущих театральных критиков России в зале на сей раз не было, однако мнение о национальных театрах у него, похоже, довольно определенное: ему по душе, например, причудливые сочетания национальных, близких к ритуалам, театральных традиций и европейской драматургии, как это было со «Степью в крови», своеобразным пересказом шекспировского «Макбета», в прошлом году номинированного на «Золотую маску». Из примеров совсем недавних – «Ромео и Джульетта» в московском Театре Наций, где Сэсэг Хапсанова не столько играет свою Джульетту, сколько шаманит ее. «Буддизм вообще полезен России, все еще нетерпимой ко всему иному», - убежден Роман Должанский.


Константин Куц, Москва, специально для minkultrb.ru.

О спектакле

ПУТЬ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ (Золотая маска)
Бурятский театр драмы им Х. Намсараева, Улан-Удэ

Начало XX века. В одном бурятском улусе юноша Жамьян беседует с отцом, когда он находится при смерти. Его заинтересовали вопросы жизни, момента смерти, жизни после смерти (реинкарнации). Отец благословляет сына на учебу, дает направление для поиска Учителя. Пьеса «Путь к Просветлению» написана на материале жития известных буддийских учителей Бурятии. Великие ламы Бурятии прозревали будущее нашей страны, проблемы, с которыми мы уже столкнулись, но, к счастью, сохранилось их духовное наследие, малоизвестное широкому зрителю, однако сохраняющее свою актуальность и в наши дни. Философскую основу спектакля составляют мысли основного труда Эрдэни-Хайбзуна Галшиева «Зерцало мудрости» – выдающегося памятника бурятской литературы. Нашли свое отражение в пьесе и пророческие заветы, оставленные Лубсан-Санданом Цыденовым, великим буддийским реформатором начала XX века. «Путь к просветлению» – не традиционная пьеса, а монолог, философский диспут. Актерам необходимо войти в определенное состояние, методом тренинга («Мантровый тренинг»). Дыхательные упражнения по системе тибетской йоги. Это спектакль-медитация.

Режиссер: Цырендоржо Бальжанов
Художник: Бальжинима Доржиев
Музыкальное оформление: Баярма Ламаева
Хореография: Евгения Герасимова

Артисты: Баста Цыденов, Саяна Цыдыпова, Болот Динганорбоев, Оюна Тудупова, Баярто Ендонов, Дарима Лубсанова, Олег Бабуев, Амгалан Санжижапов

Продолжительность 1 ч. 30 мин.