Сохраним Тибет > На священной земле Дарма сала прошел ежегодный ритуал подношения божествам
На священной земле Дарма сала прошел ежегодный ритуал подношения божествам8 мая 2010. Разместил: savetibet |
На священной калмыцкой земле Дарма сала Ики-Бурульского района, история которой связана с самым первым по времени основания (1681 г.) хурулом Богдо-Далай-ламин-Раши-Лхунбо Манычского улуса, разрушенным в 1943 году, монахи главного хурула республики Геше Джампа, Санджи-лама, нгарампа Тубтен Шакья, лама Келсанг Ярпель 2 мая провели ежегодный ритуал подношения божествам.
Сейчас на этом святом месте стоит построенная в 2006 году Ступа Просветления, знаменитая тем, что возле нее побывало несколько почитаемых буддийских наставников - Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, известный лама из Бурятии Еше Лодой Ринпоче, экс-настоятель монастыря Намгьял Чадо Тулку Ринпоче, старейший лама Калмыкии геше Тензин Дугда, геше Тинлей и монахи четырех монастырей - Гьюдмеда, Дрепунг Гоманга, Намгьяла, Дзонкар Чоде. Субурган приносит реальную пользу - огораживает от засухи, создает благоприятные условия для выращивания животных, для земледельческих работ, а это в свою очередь приносит доход, радость и стабильность людям. «Буддийские ритуалы обладают уникальными благотворными свойствами - нет границ, где бы их действие заканчивалось, ведь весь мир находится во взаимозависимости, - говорит руководитель буддийского центра «Дарма сала», организатор проведения ритуала Валерий Музраев. - Обряды также необходимы для поддержания традиции, которая каким-то чудом не прерывалась даже во времена коммунизма. Несмотря на религиозные гонения люди всегда с большим почтением относились к земле Дарма сала, к памяти монахов, служивших здесь. История, преемственность замолкла лишь на 13 лет в связи с сибирской ссылкой: только в эти годы священное место оставалось без подношений». Долгое время местный храм кочевал по степи, но со временем стал стационарным. «Значение Раши-Лхунбо было велико, и хотя за годы тайного существования хурул стал менее представительным, в 1898 году была даже предпринята специальная поездка в Тибет с целью оповещения Далай-ламы XIII о существовании этого хурула», - пишет историк, этнограф-религиовед Эльза Бакаева. Экспедицией руководил калмыцкий лама Уладжя-бакши, чье захоронение осталось в 2 километрах севернее современной ступы. Его сопровождал Бадма Цембелев - выходец из богатого рода. История гласит, что они достигли Тибета и их принимал сам Далай-лама, от которого они получили в подарок два предмета - улд (калм. меч). По сей день эти реликвии хранятся в родах Цембелевых и Тазаевых. «В 2003 году, когда Ело Ринпоче приезжал сюда, мы специально показали ему эти реликвии, - рассказывает Валерий Музраев. - Учитель подтвердил, что они без сомнений привезены из Тибета, что, скорее всего, имеют отношение к главному прорицателю Тибета - Оракулу, для которого данные предметы носили защитную функцию во время вхождения в транс». От местности Дарма сала исходит сильное благословение. Есть даже данные о том, что в разрушенном хуруле хранилась частица праха Будды Шакьямуни. Не случайно, по мнению Валерия Музраева, поселок Хомутниковский, в окрестностях которого находится эта земля, в свое время назывался 108-ым: «Когда калмыки были выселены, эта территория попала в ведение Ставропольского края, - говорит он. - Селения цифровали, и нашему поселку досталась символическое число 108». Говорят, что пока калмыцкий народ находился в Сибирской ссылке, на опустелых землях слышались звуки калмыцкой домбры, ржание лошадей, протяженное пение - такой сильной была тоска людей по родине. А 1956 год прошел в проливных дождях и радугах - радостных приветствиях природы в честь возвращения своих хозяев. На весьма распространенный среди калмыцкого народа ритуал Гал тякелгн, обращенный к просветленным и непросветленным божествам, съехались представители древнего манджикинского рода из ближайших поселков - Чолун-Хомура, Манцын-Кеца, Хомутниковского, Маныча, Южного, а также Элисты. Калмыки всегда жили в гармонии с природой, понимая, что помимо людей и животных есть и другие существа - невидимые, но обладающие большой силой и необыкновенными способностями. Все самое лучшее подносилось этим божествам во имя удачи, процветания в этой жизни и кармической связи с божествами в будущих рождениях. «Ритуал также необходим в контексте проекта, который мы планируем осуществить в будущем, - рассказывает Валерий Музраев. - Родилась идея построить в этой местности ретритный центр международного значения, где будут созданы условия для сохранения и развития всех традиций тибетского буддизма. Я попросил у руководства района 100 г земли - у нее было духовное прошлое и должно быть будущее, связанное с Дхармой». «Конечно, это долгосрочный проект, находящийся на стадии создания соответствующих кармических причин, он движется со своей скоростью, - добавляет он. - Я верю в него, потому что получил одобрение и благословение самого Шаджин-ламы. Ринпоче подобно солнцу освещает путь калмыцкому народу, без всяких преувеличений. На калмыцкую землю пришел сам Тилопа, а это означает, что мы находимся в безопасности, под защитой Трех Драгоценностей, воплощением которых он и является. Наверное, благодаря молитвам наших предков мы каким-то образом заслужили такого духовного лидера. Я буду молиться, чтобы всегда перерождаться рядом с Тэло Тулку Ринпоче, и думаю, каждый калмык в своем сердце должен носить Ринпоче». «Следует отметить, - пишет исследователь Эльза Бакаева, - что был в истории буддизма в Калмыкии такой факт, когда само духовное лицо объявило себя перерожденцем. Это был лама Лобсан Джамцо, глава калмыцкого духовенства, живший во времена ханов Дондук-Даши и Убаши. Был ли он признан перерожденцем верховными иерархами буддизма, нам неизвестно. И только в наше время вновь появился хубилган - калмык по происхождению. Одиннадцатое перерождение известного буддийского святого Тилопы - Тэло Тулку ринпоче обнаружен был Далай-ламой XIV среди американских калмыков». По мнению Валерия Музраева, время основного упора на совершение ритуалов, которые, безусловно, являются неотъемлемой частью буддийской традиции, подходит к концу: у молодежи все больше интереса к философским познаниям. «Мы должны сделать на этом акцент, - считает он, - у Калмыкии есть все предпосылки стать со временем мощным духовным центром. Я горд, что в сегодняшнее непростое время истории человечества, когда нарушена экология, натянуты взаимоотношения между разными государствами, наш маленький народ может внести большую пользу в гармонизацию этого мира». Буддизм в Калмыкии |