Сохраним Тибет > Так кто же политизирует "пасторские функции Далай-ламы"?

Так кто же политизирует "пасторские функции Далай-ламы"?


18 мая 2010. Разместил: savetibet
Гецулма Тензин Чойдрон (д.филос.наук Ирина Урбанаева), председатель Буддийской общины «Ногоон Дара Эхэ» («Зеленая Тара») о выступлении С.В.Лаврова на "Правительственном часе" в Совете Федерации Федерального Собрания России

Судя по стенограмме, 13 мая на повестке «правительственного часа» был вопрос «Проблемы международно-правового обеспечения приоритетных направлений внешней политики». С докладом выступил министр иностранных дел С.В. Лавров. После его пятнадцатиминутного выступления ему были заданы вопросы. Б.-Ж. Жамбалнимбуев, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, являющийся представителем в Совете Федерации от Агинской Бурятской окружной Думы (Забайкальский край), поблагодарил лично С.В. Лаврова за выступление и МИД за то, что они делают «в интересах государства и населения», и задал такой вопрос: «Я бы хотел Вам задать вопрос по одной частной проблеме. Вы знаете (надеюсь, знаете), что многие буддисты из многих регионов Российской Федерации хотели бы видеть с пасторским визитом Далай-ламу XIV. И мы, члены Совета Федерации, по просьбе наших граждан к Вам обращались в этом году, но не получили положительного ответа. Я бы хотел попросить Вас ответить, какие есть возможности в перспективе удовлетворить интересы и чаяния наших граждан-буддистов. Спасибо». Ответ министра был таков:

«Спасибо большое. Вопрос действительно хорошо известный. Я думаю, Вы и позицию нашу знаете, по крайней мере ее принципиальные моменты. Принципиальные моменты заключаются в том, что мы – за развитие межрелигиозных, межконфессиональных связей. Мы за то, чтобы все граждане Российской Федерации могли в рамках своих конфессий активно контактировать со своими зарубежными партнерами. Но мы против того, чтобы эти сугубо религиозные, пасторские аспекты каким-либо образом переплетались с политикой.

Мы, конечно же, внимательно следим за тем, что происходит в отношениях между руководством Китая и Далай-ламой. Мы знаем, что китайское руководство весьма заинтересовано в том, чтобы Далай-лама отмежевался от какой-либо политической деятельности, чтобы он не ассоциировался с сепаратистскими тенденциями в отношении тех или иных территорий Китая. Мы заинтересованы в том, чтобы отношения между Пекином и Далай-ламой нормализовались. Мы знаем, что китайское руководство тоже в этом заинтересовано.

К сожалению, периодически продолжаются попытки использовать пасторские функции Далай-ламы в целях, которые не имеют ничего общего с религией, с конфессиональными аспектами. И попытки спекулировать на этих пасторских функциях не приносят желаемых результатов, в том числе с точки зрения нормального общения наших буддистов с этим уважаемым человеком.

Так что, мне кажется, если со всех сторон будут приложены усилия, направленные на то, чтобы очистить эти чисто пасторские контакты от любых политических наносов, то это будет решением проблемы. Мы готовы в этом направлении сотрудничать».

Прочитав этот фрагмент стенограммы, любезно присланный по моей просьбе помощником одного из сенаторов от Бурятии, я до сих пор нахожусь в полном недоумении. МИД признает «принципиальным моментом» то, что российские буддисты вправе «в рамках своих конфессий активно контактировать со своими зарубежными партнерами». Здесь следует заметить, что используемая министром иностранных дел терминология, заимствованная из языка деловых людей, здесь неуместна. Его Святейшество Далай-лама для российских буддистов – не «зарубежный партнер», а духовный Учитель и глава того направления буддизма, которое получило распространение в России, начиная с XVII в., и, более того, было официально утверждено в 1741 г. Елизаветой Петровной. За внешне безобидным выражением, использование которого можно было бы принять за некорректное использование слов, что само по себе странно для дипломата высшего ранга, кроется, на самом деле, поощряемая руководством страны концепция автокефальной буддийской церкви России. Это не что иное как политизация буддизма, и эта политика противоречит фундаментальному духовному факту, что буддизм в России – это продолжение тибето-монгольской традиции буддизма, и что духовное руководство со стороны Его Святейшества Далай-ламы имеет для буддистов Монголии и России принципиальное значение. Кто занимается такой политизацией буддизма? Надо искать, кому это выгодно. Кому же, как не тем, кто держит в руках бразды политики? Именно им выгодно вопреки неустранимому факту неразрывной духовной связи буддизма в России с тибетской традицией буддизма и с Его Святейшеством Далай-ламой как коренным духовным наставником представлять ситуацию российского буддизма так, как будто это самостоятельная, независимая, хотя и имеющая право «контактировать с зарубежными партнерами», буддийская церковь. Поэтому отношение к Его Святейшеству Далай-ламе XIV как к «зарубежному партнеру» российских буддистов (которые полностью самостоятельны, не считая того, что должны во всем оглядываться на российские власти, а еще на Пекин, чтобы, не дай бог, не вызвать его раздражения) определенно навязывается общественному сознанию России. Однако этот новоизобретенный концепт служит сомнительной внешнеполитической стратегии, которая приводит к все более возрастающей зависимости России от Китая.

Ясно, что не кто-нибудь, а руководство страны и МИД как раз занимаются политизацией буддизма. Это – вполне традиционное использование буддийского ресурса во внешней политике страны. Так было во времена СССР. Так обстоит теперь. Только во времена СССР зарубежные связи буддистов, в том числе с Его Святейшеством Далай-ламой, активно поощрялись, тем более что тогда не было столь тесной дружбы с КНР. В свете этого понимания странно звучат слова министра: «Но мы против того, чтобы эти сугубо религиозные, пасторские аспекты каким-либо образом переплетались с политикой». На кого же направлен праведный гнев министра? Кто переплетает сугубо религиозные аспекты с политикой, да так, что из-за этого оказался невозможным и на этот раз пасторский визит Его Святейшества? Неужели Сергей Викторович гневается на свое ведомство? Или на внешнеполитическое ведомство КНР, которое продолжает обвинять Его Святейшество в «сепаратизме», хотя он давно отказался в своем понимании «тибетского вопроса» от идеи государственной независимости Тибета и убежден в том, что Тибет нуждается в реальной автономии, оставаясь в составе КНР, что и выражено в его концепции Срединного Пути. А с начала нового столетия Его Святейшество официально более не является главой Центральной Тибетской Администрации, эти функции, как известно, исполняет первый демократически избранный Калон Трипа, досточтимый Самдонг Ринпоче.

Так же непонятно, в чей адрес направлены слова министра о том, что « периодически продолжаются попытки использовать пасторские функции Далай-ламы в целях, которые не имеют ничего общего с религией, с конфессиональными аспектами», и что кто-то предпринимает «попытки спекулировать на этих пасторских функциях». Поскольку обвинение не имеет конкретного адреса, то все мы, российские буддисты, вправе считать, что оно безосновательно направлено против всех нас. Это не что иное как клевета, оскорбление чести и достоинства большой группы российского народа. И все мы вправе подать иск против МИД и лично министра С.В. Лаврова.

Пусть в масштабах огромной страны речь идет в процентном выражении об очень малой доле её населения – всего каких-то 800-900 тысяч, даже менее миллиона людей, исповедующих, согласно социологическим данным, буддизм, но это почти миллион людей, чьи права на свободу вероисповедания продолжают ущемляться, к чьим чувствам власть остается глухой. Более того, мастера дипломатической казуистики переворачивают все с ног на голову, нас же, буддистов обвиняя в грехе политизации и других грехах.

МИД готов сотрудничать в направлении «очищения «пасторских контактов от любых политических наносов», «и это будет решением проблемы». О чем идет речь? Как вообще это возможно - «очистить» отношение к Его Святейшеству Далай-ламе, являющемуся не просто религиозным лидером, а выдающимся философом и общественным деятелем, чьи идеи влияют на формирование нового мировоззрения и этики, от «политики»? Ведь мудрая политика, собственно говоря, и должна быть направлена на универсальные цели, ради которых Его Святейшество Далай-лама ездит со своими проповедями по всему миру, - на достижение большего взаимопонимания и всеобщей ответственности за то, что происходит с каждым из нас, с человечеством и планетой в целом. А к «политике» в худшем смысле слова, когда она тождественна насилию группы лиц, представляющих государственную систему, над гражданами своего государства или ограничению их свободы и прав, мы, буддисты, не имеем отношения. Но мы имеем право свободного выражения своих мыслей и чувств.

Буддийская монахиня Тензин Чойдрон


Смотрите также:




Депутат Государственной Думы Ф.С. Тумусов попросил С.В. Лаврова прояснить позицию МИД России относительно визита Далай-ламы

МИД РФ: Москва выступает против политизации пасторских функций далай-ламы

Далай-лама и 65-летие Победы

Что было сделано в Бурятии для организации визита Его Святейшества Далай-ламы XIV, и как мы реагируем на ответ МИД России

Виза для Далай-ламы: странный отказ

Сенаторы из буддийских регионов России просят выдать въездную визу Далай-ламе

Мы будем рады видеть Далай-ламу в России – Председатель Совета муфтиев

Буддисты Бурятии в своем послании Далай-ламе выразили надежду, что он посетит Россию в 2010 году

Визит Далай-ламы перенесли на следующий год

Далай-лама может прилететь в Улан-Удэ 3 сентября

Главы религиозных конфессий Калмыкии просят оказать содействие в пастырском визите Далай-ламы

Визит Далай-ламы в Бурятию приблизился

Телекомпания Тивиком(Бурятия). Далай-ламу ждут в России

Объединение буддистов Бурятии направило обращение в МИД с просьбой решить вопрос с въездной визой для Далай-ламы

Интрига вокруг визита

Верховные ламы Калмыкии и Тувы просят выдать Далай-ламе въездную визу для пастырского визита в Россию

Верховный лама Калмыкии просит у руководства страны поддержки в вопросе о пастырском визите Далай-ламы в Россию

Виза для Далай-ламы

Кто будет приглашать Далай-ламу в Россию?

Верховный лама Калмыкии обратился в МИД РФ с просьбой разрешить пастырский визит Далай-ламы в Россию

Далай-лама дарует учения для паломников из России в 2009 году

Министр иностранных дел РФ: для пастырского визита Далай-ламы в Россию «нет никаких препятствий»

«России нужен визит Далай-ламы». Интервью с верховным ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче