Сохраним Тибет > Пекин подтверждает политику подавления религиозной свободы в общинах тибетского буддизма
Пекин подтверждает политику подавления религиозной свободы в общинах тибетского буддизма8 июня 2010. Разместил: savetibet |
Власти материкового Китая вновь подтвердили свою приверженность политике, нацеленной на все более жесткое ограничение тибетского буддизма в рамках "патриотических" религиозных структур, действующих по указаниям партийных чиновников из отдела “единого фронта”.
Об этом ясно свидетельствуют указания, с которыми выступил в ходе поездки в провинцию Фуцзянь, состоявшейся с 31 мая по 2 июня, начальник отдела единого фронта компартии Китая Ду Цинлинь, занимающий также пост заместителя председателя Всекитайского комитета народного политико-консультативного совета Китая (НПКСК). Как говорится в заметке Xinhua, партийный вельможа потребовал от верующих “превратить храмы, церкви и монастыри в гармоничные центры”, где религиозные убеждения должны совмещаться с социализмом и защитой фундаментальных интересов власти. Поясним, что под приведением к гармонии в современной идеологической системе однопартийного режима подразумевается жесткая цензура мнений, отсекающая любые сомнения относительно руководящей и направляющей роли партии. Что касается фундаментальных интересов, Ду Цинлинь отметил, что верующие должны подчиняться требованиям закона в сфере религиозных принципов и соблюдать профессиональные нормы. Эти туманные пропагандистские указания совсем несложно перевести на язык запретов: не допускать никакой критики по поводу одобрения партийными чиновниками реинкарнаций тибетских лам, и пресекать любые критические высказывания со стороны других монахов. Далее главный единофронтовец подчеркнул, что надо выделять в сутрах и обрядах "позитивные элементы" и "разъяснять их таким образом, чтобы они соответствовали курсу периода и легко воспринимались последователями". Опираясь на опыт советской пропаганды, нетрудно понять, что речь идет о том, чтобы наставники в буддийском образовании ограничивались изложением материалов, которые можно приспособить к агитации в поддержку партийной линии, не вдаваясь в “излишние” подробности, присущие древнему учению. И наконец, чтобы не забывали, что на самом деле роль главного наставника остается за компартией, чиновник указал, что верующим следует проводить в жизнь традиции благотворительности и помогать нуждающимся, посвящая себя социальному служению в виде помощи пожилым, инвалидам и жертвам стихийных бедствий. Религиозным общинам надо найти свое "место в экономическом и социальном развитии" и "лучше служить обществу", заключил Ду Цинлинь. Последнее указание относится к таким общинам, где почитают Далай-ламу и других буддийских наставников, живущих в изгнании. Как и должно быть при однопартийном режиме, подобные указания озвучиваются в преддверии определенной кампании в сфере религии. И в данном случае Китайское буддийское общество (КБО) отчиталось о том, что 2 июня во всех крупных храмах трех буддийских школ материкового Китая были проведены ритуалы по случаю 49-го дня после смерти жертв землетрясения в Юйшу, “когда по буддийским верованиям начинается реинкарнация душ”. Как говорится в заметке Xinhua, председатель КБО Чуань Инь возглавил в столичном храме Гуанцзисы молебен с участием около 1000 монахов махаяны, тогда как 20-летний заместитель председателя КБО и панчен-лама (11-й Эртни Чоэлки-кялбо в китайской версии) провел молебен в монастыре Юнхэгун (число присутствовавших монахов не уточняется). Потом перечисляются храм Цзонфо (Zongfo) в провинции Юньнань, где собрались монахи буддизма хинаяны, а также храмы на горе Утайшань в провинции Шаньси и горе Путошань в провинции Чжэцзян, монастырь Нефритового Будды в Шанхае и монастырь Джоканг в Лхасе. И последнее по упоминанию, но не последнее по значению: молебен в тибетском монастыре Гьегу, расположенном непосредственно в уезде Юйшу, провел заместитель председателя и генеральный секретарь КБО Сюэ Чэн (Xue Сheng). 44-летний настоятель китайского буддийского храма Лунцюань, занимавшийся теоретической работой в системе единого фронта, осуществил важный политический жест, передав местным монахам 2,3 млн юаней (338 тысяч долларов), собранных КБО 16 апреля (в опубликованной тогда заметке любящего точные цифры агентства Xinhua указывалась сумма в 2,33 млн юаней, или 341286 долларов). Между тем в эти дни движение по дорогам уезда Юйшу наверняка было перекрыто, ведь 1 июня здесь побывал один из высших партийных бонз Си Цзиньпин. И, по-видимому, главная цель его поездки заключалась в обозначении руководящей роли компартии Китая. Во-первых, заместитель председателя КНР заявил, что члены партии сыграли ведущую роль в преодолении последствий стихийного бедствия, во-вторых, призвал их продолжать неустанную работу по переселению пострадавших, поддержанию общественного порядка и восстановлению разрушенных землетрясением объектов. В начале поездки он посетил элементарную школу ‘Hongqi’ (‘Красное знамя’), где призвал школьников прилежно учиться, чтобы стать "будущими талантами, полезными для развития страны, Цинхай, и нового округа Юйшу". Потом отправился в местную больницу и на строительную площадку, где выразил признательность служащим народно-освободительной армии Китая и вооруженной милиции, которые заняты в восстановительных работах. Как отмечает Xinhua, заместитель председателя КНР также посетил местный монастырь и встретился с религиозными деятелями. И легко догадаться, что главным среди этих деятелей (может быть, и единственным) оказался как раз заместитель председателя КБО Сюэ Чэн. Думается, что эти мероприятия - особенно в пострадавшем от землетрясения регионе, где тибетцы составляют более 90% населения, - достаточно ясно отражают реальную политику однопартийного режима, нацеленную на угнетение общин тибетского буддизма. Валерий Никольский |