Сохраним Тибет > Далай-лама о межконфессиональном диалоге
Далай-лама о межконфессиональном диалоге18 июля 2010. Разместил: savetibet |
В преддверии визита Его Святейшества Далай-ламы в Ладак. Выдержки из выступления Его Святейшества Далай-ламы на межконфессиональном семинаре в Лехе, организованном Ладакским отделением Международной ассоциации свободы вероисповедания.
Когда Далай-лама отправляется в паломничество в Бодхгаю, в место, где Будда достиг Просветления, он всегда посещает местную мусульманскую общину. Их мечеть расположена рядом с буддийской ступой, и два вероисповедания живут в мире. Мечеть Мадраса Зея-Олоомул, Бодхгая, Индия. 16 января 2003 Фото: Манюэль Бауэр. His Holiness the 14th Dalai Lama. The Pictorial Portrait Project Я — духовный практик, последователь буддизма. Величайшие религии мира, включая буддизм, существуют на Земле свыше тысячелетия. В течение этих лет мир был свидетелем множества конфликтов, в которые были вовлечены и приверженцы разных религий. Как духовный практик я признаю, что мировые религии предлагали много методов для управления возбужденным умом. Но, кажется, мы все еще не способны осознать всю полноту своих возможностей. Каждый человек на земле свободен исповедовать или не исповедовать религию. И то, и другое приемлемо. Но если вы приняли решение следовать религии, то чрезвычайно важно полностью сосредоточиться на ней и по-настоящему практиковать ее учения в повседневной жизни. Каждый может видеть, что мы скорее склонны потворствовать религиозному фаворитизму, говоря: «Я принадлежу к той или иной религии», нежели сделать попытку поставить под контроль свой возбужденный ум. Несоответствующее использование религии, являющееся следствием омрачений ума, порой становится источником дополнительных проблем. Мой знакомый физик из Чили как-то сказал мне, что для ученого предвзятость в научных исследованиях недопустима, ведь наука – это его любовь, его страсть. Я исповедую буддизм и питаю глубокую веру и уважение к учениям Будды. Однако, если я смешаю эту свою любовь с привязанностью к буддизму, то в моем уме появится предвзятость. Предвзятый ум, который не видит полной картины, не способен постичь реальную действительность. Каждое действие, являющееся результатом подобного ума, окажется в дисгармонии с реальностью. Так возникает множество проблем. Согласно буддийской философии, счастье — это результат просветленного ума, тогда как страдание порождается умом с искаженным восприятием. Это очень важно понимать. Искаженное восприятие, в отличие от просветленного, не на одной волне с реальной действительностью. Любой вопрос, любые действия, включая политическую, экономическую, религиозную деятельность, осуществляемую людьми в нашем мире, необходимо полностью осознать, прежде чем выносить о ней свое суждение. Очень важно понимать причины. Каким бы ни был рассматриваемый нами вопрос, мы должны постараться увидеть полную картину. Это даст нам возможность понять все до мельчайших подробностей. Учения, содержащиеся в буддизме, основаны на рациональном подходе, и, я думаю, в этом смысле весьма эффективны. Сегодня здесь присутствуют люди разных религиозных конфессий. В каждой религии есть вещи запредельные, которых не постичь умом и не описать словами. Например, концепция Бога в христианстве и исламе, а также понятие Тела истины в буддизме относятся к области метафизики; осознать их обычным людям, таким как мы, невозможно. Это сложность, с которой сталкиваются все религии. Каждая религия, включая христианство, буддизм, индуизм и ислам, учат, что конечная истина постигается верой. Хочу подчеркнуть, что практикующим крайне важно питать искреннюю веру [в ценности] своей религии. Обычно я говорю о необходимости проводить различие между «приверженностью одной религии» и «приверженностью множеству разных религий». Первое прямо противоположно второму. Поэтому мы должны со всей убежденностью разрешить данное противоречие. Это станет возможным, только если мы будем размышлять в рамках заданного контекста. То, что кажется противоречивым в одном контексте, может быть лишено противоречий — в другом. Если рассуждать в контексте отдельно взятой личности, то индивидууму необходима одна Истина, тесно связанная с одним источником Прибежища. Однако, если говорить об обществе или хотя бы о нескольких индивидуумах, то возникает потребность в разных источниках Прибежища, в разных религиях и разных Истинах. В прошлом с этим не было больших проблем, так как страны существовали отчужденно, придерживаясь своих собственных религий. Однако в сегодняшнем тесно связанном и взаимозависимом мире возникает немало разногласий на религиозной почве. Безусловно, нам нужно решать эти проблемы. Если рассмотреть в качестве примера Индию, то там на протяжении прошедшей тысячи лет существовало множество религий. Некоторые из них были привнесены извне, тогда как другие зародились в самой Индии. Тем не менее, эти религии были способны сосуществовать друг с другом, и принцип Ахимсы ((санскрит, A- отрицание (не-) + hims– насилие) закон почитания каждой формы жизни, отказ от применения насильственных методов, прим. пер.) действительно соблюдается в этой стране. По сей день этот принцип сохраняет значимость для представителей всех религий. Это очень ценная традиция, которая должна быть для Индии предметом гордости. На территории Ладака в течение многих веков доминировал буддизм. Но одновременно бурно развивались и другие религии: ислам, христианство, индуизм и сикхизм. Хотя для жителей Ладака естественно питать привязанность и любовь к исповедуемым ими религиям, по сей день здесь очень спокойная обстановка, и нет серьезных случаев религиозной нетерпимости. Во время своей первой поездки в Ладак, я слышал, как пожилые мусульмане употребляют в своей речи слова «духовная община, Сангха». Хотя в самом исламе подобная терминология не применяется, когда мусульмане произносят слово «Сангха», это вызывает у буддистов чувство глубокого доверия к ним. Вот почему люди различной религиозной принадлежности в Ладаке поддерживают близкие отношения и живут в гармонии. Мусульмане, предаваясь молитвам в мечетях, полностью вверяют себя Аллаху. Так же и буддисты самоотреченно молятся Будде в буддийских храмах. В многоконфессиональном обществе должно быть так же много пророков и источников Прибежища. Очень важно, чтобы в таком обществе представителей разных религий связывали гармоничные отношения и взаимное уважение. Нужно различать веру и уважение. Вера означает полное вверение, именно такую веру следует питать [в ценности] своей религии. В то же время необходимо с уважением относиться ко всем остальным религиям. Такой традиции безоговорочного следования своей религии и уважительного отношения к другим ладакцы придерживаются со времен своих далеких предков. Поэтому им ничего не нужно изобретать. Самое главное в настоящее время — сохранить и развить эту традицию. Хотел бы поблагодарить всех вас за упорный труд в данном направлении и прошу вас продолжать его и в будущем. Если между различными сообществами и религиозными общинами в сегодняшнем многонациональном, многоконфессиональном и многокультурном мире складываются гармоничные взаимоотношения, то это, без сомнения, очень хороший пример для остальных. Однако, если все стороны будут проявлять беспечность, то неминуемо возникнет опасность появления многочисленных проблем. Например, в столице, Лехе, большинство населения составляют буддисты, а мусульмане — меньшинство. Большинство должно относиться к меньшинству как к званым гостям. Меньшинство же должно понимать интересы большинства. Другими словами, обеим сторонам нужно жить в гармонии. Для того чтобы поддерживать гармонию, ни той, ни другой стороне не следует легкомысленно относится к сложностям, возникающим в отношениях между ними. Кроме того, большинство должно уделять внимание меньшинству, ценить его взгляды и мнения. Каждая из сторон должна четко озвучивать свои позиции, делая их предметом обсуждения. Меньшинство же должно проявлять осторожность при затрагивании тех вопросов, которые являются болезненными для большинства, но при этом не бояться говорить о любых возникающих сомнениях. Если проблемы будут решаться в такой дружественной манере, то обе стороны от этого выиграют. Взаимные подозрения же лишь причинят вред обоим сообществам. Поэтому очень важно жить в гармонии и анализировать мнения противоположной стороны. Наилучший путь здесь — это диалог, диалог и еще раз диалог. Перевод Светланы Жуковой С другими выступлениями можно познакомиться на русскоязычной версии сайта Его Святейшества Далай-ламы XIV - www.dalailama.ru |